Сегодня, 7 ноября, группа депутатов думы Великого Новгорода побывала с рабочей поездкой на троллейбусном депо. По словам заместителя главы администрации областного центра Павла Морозова, визит был организован в связи с обещанием, которое чиновники дали думцам на последнем заседании городского парламента 31 октября: устроить встречу в депо, чтобы ещё раз обсудить дальнейшую судьбу предприятия.
Напомним, на октябрьском заседании новгородского заксобрания депутаты по инициативе депутата Алексея Чернова исключили из программы приватизации муниципального имущества Великого Новгорода в 2013 году 100% акций ОАО «Троллейбусное депо». Депутат выразил опасение, что инвестор может отказаться использовать имущество депо по прямому назначению - перевозке пассажиров.
В ходе поездки стало известно, что на данный момент общие долги предприятия достигли около 30 млн. рублей, и они растут. При этом снижается доля троллейбусного депо в городских пассажироперевозках: сейчас она равна всего лишь 6,7% от общего объема таких услуг. Троллейбусы обслуживают пять маршрутов, протяжённость которых равняется 70,4 км.
Примечательно, что средний срок работы троллейбусов в новгородском депо составляет 21 год, при том что оптимальный срок эксплуатации этой техники - 10 лет. По его истечении, чтобы продлить нормальную жизнь машине, необходимо выполнить капитальный ремонт, однако последние три года депо было вынуждено обходиться без этого. Последний новый троллейбус депо приобрело в 2003 году.
По словам генерального директора депо Игоря Фокина, для сохранения троллейбусных перевозок в Новгороде необходимо модернизировать контактную сеть и кардинально обновить парк.
Добавим, что средняя зарплата водителей троллейбусов в депо - около 21 тыс. рублей. 70% водительского состава - женщины.
На встрече говорилось о том, что одной из причин финансовых проблем депо явилось отсутствие бюджетной компенсации выпадающих доходов предприятия: здесь не отказывают в проезде льготным категориям пассажиров, но разницу между его реальной стоимостью и затратами на перевозку из бюджета не получают. Как образно заметил вице-спикер думы Евгений Кузиков, городские власти дарят конфетки одним, отбирая деньги у других. Мораль реплики проста: зачем предоставлять льготы на проезд, если их невозможно обеспечить финансово.
Кроме того, до 2012 года как экологически чистое предприятие троллейбусный парк получал 10 млн. рублей в год в качестве поддержки из городского бюджета. Сейчас её тоже нет.
По мнению участвовавшего в поездке Алексея Чернова, власти довели троллейбусное депо довели до критического состояния и теперь хотят его продать, таким образом сняв с себя ответственность за его судьбу.
В то же время, по словам депутата, за 65 млн. рублей, в которые оценено депо, можно продать одну только землю, на которой стоит предприятие. Если поднять цены и реализовать вместе с участком все здания, сооружения, а также сам троллейбусный парк, считает парламентарий, можно выручить прибыль от такой сделки.
Как возразил Павел Морозов, мэрия готова разделить продажу акций, оставив себе контрольный пакет в 51%, чтобы минимизировать возможные риски от прихода нового инвестора.
Кто может стать обладателем оставшихся 49% акций? Вологодская компании «Транс-Альфа», считавшаяся ранее главным потенциальным покупателем акций новгородского троллейбусного депо, по словам вице-мэра, скорее всего откажется от таких намерений из-за внутренних проблем. Весьма вероятно, сказал чиновник, что инвестором может стать новгородская компания.
Фото www.novostey.com