Команды журналистов от центральных газет, которые сопровождали бы президента в рабочих поездках, были сформированы при Ельцине. Это было новшество. Прежде ничего подобного не было. У Брежнева, например, был один личный фотограф.
— Но с Борисом Николаевичем, признаться честно, мне было неинтересно ездить, несмотря на то, что у него был взрывной характер и сам он был весьма энергичным человеком, — признается Анатолий Жданов. — Здоровье просто не позволяло ему реализовывать все свои возможности и желания, тот потенциал, который был в нём заложен. Пришёл Путин. Я попробовал поездить с ним несколько раз, и это оказалось совершенно потрясающим! Молодой, энергичный, порой совершенно непредсказуемый. Успев поймать его в необычном ракурсе, ты начинаешь испытывать настоящий драйв.
Но, как признался мастер, несмотря на многочисленные непротокольные моменты, запечатлённые им за годы работы с первыми лицами государства, не все из них он представляет на всеобщее обозрение: будь то выставка или альбом. Понимание и уважение должны быть всегда. Но при этом журналист должен оставаться верным своей профессии: присутствовать на самых важных событиях. Именно за это, кстати, Жданов в своё время и поплатился.
— Из кремлёвского пула меня выгоняли три раза, — признается фотограф. — Один раз был изгнан за то, что фотографировал похороны Бориса Ельцина, куда в общем-то вход для прессы был строго ограничен. Меня вывели, флэшкарту от фотоаппарата отобрали, а на следующий день с позором и при всех журналистах объявили, что отказываются со мной работать.
Но в итоге Анатолий Жданов, как птица Феникс, вновь появлялся в президентской команде и продолжал работать. Профессионализм, как говорится, никуда не денешь. Правда, сейчас, работая с Дмитрием Медведевым, фотограф позволяет себе уже меньше профессиональных шалостей. И к отбору фотографий в альбом, посвященный Дмитрию Анатольевичу, например, он подходил придирчивее, советовался с коллегами. Тогда как альбом про Путина делал втайне от всех: не подвергая цензуре.
— Конечно, фотографий Медведева у меня пока меньше, нежели Владимира Владимировича, — говорит Жданов. — Но если говорить о наиболее интересных и удачных, я считаю таковыми снимки, сделанные как раз во время визита Медведева в Великий Новгород на 1150-летний юбилей: Дмитрий Анатольевич очень симпатично смотрится с вашей бронзовой туристкой, присевшей отдохнуть у пешеходного моста.
А вот, как признался мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев, ему больше по душе фотография, где президент бьёт в колокол, подаренный как раз к юбилею города на Волхове. Этот снимок, говорят, даже украшает рабочий стол городского главы. Что, согласитесь, весьма символично.
Интервью с Анатолием Ждановым читайте в ближайших номерах «НВ».