Я играю в антрепризных спектаклях, но это всё же не то. Там весь процесс подготовки к роли проходит самостоятельно, всё в твоей голове. А мне хотелось поработать именно в репертуарном спектакле. Художественный руководитель театра драмы Сергей Морозов передал мне диск со спектаклем, я посмотрел и понял, что мне нравится. Хотя у нас сегодня почему-то кажется странным, когда актер приезжает в нестоличный театр и играет в каком-нибудь спектакле. Но если мы вспомним нашу историю, XIX век, например, то актёры, занятые в больших театрах, летом всегда ездили в глубинку. В Европе и сейчас эта практика есть.
— Насколько я знаю, в Петербург учиться на актёра вы приехали в 15 лет. Так хотелось стать артистом?
— Это довольно смешная история. Я приехал к старшему брату в гости и просто решил проверить: смогу или нет? У меня не было аттестата, паспорта, я скрыл, сколько мне лет. Поступил. Но когда всё выяснилось, меня взяли вольнослушателем в ЛГИТМиК, доучивался я в вечерней школе. Зато потом зачислили сразу на второй курс.
— На театральной сцене и в кино вы играли героев разных исторических эпох. А какой отрезок времени истории вам близок больше всего?
— Безусловно, мне нравится играть исторические роли. Хотелось бы «нырнуть» куда-нибудь в XIX век или ещё раньше. Я комфортно чувствую себя в том времени. Мне кажется, тогда было больше искренних и наивных людей. Привлекает и начало ХХ века: Америка 20-х годов, 60-е годы, Советский Союз — это же совершенно другой мир, другая ментальность.
Что касается исторических персонажей, судьбу которых хотелось бы пережить, то несколько лет назад как раз к 1150-летнему юбилею Великого Новгорода хотели снимать фильм про Александра Невского. Я даже был в Москве на пробах, но что-то с тем проектом не получилось, и съёмки свернули. Так что образ новгородского князя будоражит моё воображение и сегодня.
— Кстати, в репертуаре нашего театра есть спектакль «Александр Невский», и вполне вероятно, что после ухода из театра, о котором было объявлено на открытии сезона, худрука и исполнителя заглавной роли Сергея Морозова она станет вакантной… И тогда, может быть, новгородцы снова увидят вас на сцене, но уже в совершенно другом образе?
— Не знаю. Таких предложений мне не поступало. Всё-таки хотелось сыграть этого героя в кино: поучаствовать в сценах Ледового побоища, помахаться на мечах, скакать на лошади… Я думаю, новгородцы, скорее, увидят меня в одном из спектаклей театрального товарищества «Носковы и компания», которое мы основали вместе с моим братом Андреем. Великий Новгород, если всё сложится удачно, станет одним из пунктов наших гастролей.
— Давайте поговорим о кино. Всё-таки большему количеству зрителей вы известны именно как киноактёр. Стартовой площадкой для вас, несомненно, стала роль Эраста Фандорина. Чем вам запомнилась эта работа?
— Тем, что это была вообще моя первая работа в кино. Такой большой подарок на всю жизнь. Работа в «Азазели» — колоссальная школа. Первый раз в кино, и первый раз как надо. Адабашьян и его
команда — это те люди, которые как раз и создают собой съёмочную атмосферу на площадке. Профессионалы, которых в связи с этим кризисом в кино сейчас, к сожалению, очень мало.
— Трудно было попасть на эту роль?
— Претендентов было много. Ассистенты мотались по всей стране, просмотрели чуть ли не все актёрские школы. Как мне говорили, около 10 000 человек. Чем-то я приглянулся Александру Артёмовичу Ред. Тогда решающее слово по утверждению актёров на роль было не за продюсерами, а за ним и Акуниным. Но самое последнее всё же оказалось, как потом выяснилось, за… женой Акунина. Как мне рассказывали, когда из всех претендентов на эту роль осталось трое, и я несколько раз на неделе мотался на пробы из Петербурга в Москву, она сказала: «Берите этого мальчика, не прогадаете».
— А произведения Акунина до приглашения на пробы в сериал вы читали?
— Ну перед встречей с ним, конечно, прочитал. А до этого, если честно, я был полностью погружён в театр, я им жил. Но это был период времени, когда у меня всё не ладилось, и я подумывал, а не пойти ли в армию? Я бегал на кастинги — меня не брали, с руководством театра разошёлся, личная жизнь не складывалась… Как выход я стал делать моноспектакль по произведениям Пушкина и Блока, чтобы доказать, что я что-то умею и могу как артист. И как раз в это время в моей жизни появился Фандорин. Так что в армию не пошёл.
— А продолжение приключений телевизионного Эраста Фандорина смотрели? Чей образ вам ближе: созданный Ильёй Носковым, Олегом Меньшиковым или Егором Бероевым?
— Приятно, что я был первый. Это как первый космонавт. Но себя оценивать трудно. А тут тем более первая роль в кино. Это не театр — совсем другое пространство. Кино делается не одним человеком: многое зависит от оператора, от света и звука… Одно могу сказать, я сделал то, что мог сделать. Что же касается продолжения, то в «Турецком гамбите», как мне кажется, слишком много компьютерной графики, которая «забивала живых актёров». В моём Фандорине есть развитие. Он же ещё молодой человек, которому есть куда расти, в других же фильмах это уже состоявшийся мужчина.
— Вы довольны своей жизнью?
— Мне нравится её течение.