— Валерий Абисалович, выступление в Великом Новгороде для артистов Мариинки первое после летних каникул. Это своеобразная репетиция открытия сезона накануне 150-летия театра?
— Да, получается, что в 2010 году сезон мы открываем дважды: оперой Доницетти «Лючия ди Ламмермур» в Великом Новгороде и знаменитой «Хованщиной» в Мариинском театре. Это наш первый рабочий день после отпуска. Но, конечно, помимо открытия сезона для нас важно то, что в этом году артисты Мариинки будут неоднократно выступать на сцене Новгородской филармонии.
— Выступая на гастролях в регионах, вы часто представляете молодых артистов. Новгородцы, например, познакомились с певицей Жанной Домбровской, исполнителем Сергеем Скороходовым.
— Да, мы часто даём возможность выступать молодым музыкантам и певцам. Анна Нетребко — представитель немножко другого поколения. А мы знакомим вас с певцами, которые на сцене Мариинского театра всё чаще доказывают, что их поколение многое определяет сегодня в жизни как театра, так и Петербурга. Они объездили весь мир со мной, исполняя не только русские оперы. Исполнение на иностранном языке для нас всё ещё испытание, ведь зарубежный зритель прислушивается к языку так же внимательно, как и мы, русские, слушая, например, «Евгения Онегина». Каждому важно, чтобы его родной язык звучал понятно.
— Как вы думаете, достаточная ли поддержка оказывается сегодня молодым музыкантам со стороны государства?
— Делается многое из того, что должно делаться. Я думаю, сегодня музыкант — это очень размытое понятие. Есть музыканты от Бога, а есть те, которые являются частью большого коммерческого процесса, едва ли не главной целью которого является зарабатывание денег.
Мы считаем молодыми музыкантами тех, кто прежде всего продолжит самые крупные традиции российской или, как говорят за рубежом, русской музыкальной школы. Кто продолжит традиции Рахманинова? Кто элементарно будет играть на рояле, хотя бы определенно напоминая игру самого великого или величайшего пианиста всех времён? Вот такая задача ставится сегодня перед молодыми музыкантами, и мы хотим выявлять дарования: стараемся помогать им стипендиями, а самое главное — возможностью играть на лучших сценах мира в рамках гастролей Мариинского театра. В рамках выступлений артистов Мариинки в нашем новом концертном зале мы даём выступить многим молодым музыкантам и даже школьникам.
Сегодня можно с уверенностью говорить, что с введением в строй Дома музыки в Санкт-Петербурге и в дальнейшем нового концертного зала Мариинского театра и открытия через полтора года второй сцены Мариинки в регионе появится гигантский культурный комплекс, равных которому в мире очень немного. Я уверен, что сотрудничество между нами будет продолжено, и новгородские коллективы и исполнители в свою очередь тоже выступят на сцене Мариинского театра.
Основная наша задача сегодня — не потерять следующее поколение. И на это должны работать все. К сожалению, крупные телеканалы сегодня мало способствуют тому, чтобы фигура Рахманинова была интересной и важной для молодёжи. На первый план выходит Джексон. У нас в стране, к сожалению, плохо реагируют на то, что действительно нужно народу. Это обманчивое мнение, что народу нужны сегодня только пиво, водка и колбаса.
***
Опера «Лючия ди Ламмермур» открывает абонемент Мариинского театра в Великом Новгороде, в рамках которого в сезоне 2010–2011 года в концертном зале Новгородской областной филармонии состоятся шесть концертов хора Мариинского театра, Академии молодых певцов, «Брасc-квинтета», Страдивариус-ансамбля и балета Мариинского театра. Также, как рассказали в областной филармонии, летом 2011 года на площадке у башни Кокуй состоится постановка оперы Римского-Корсакова «Садко» из репертуара Мариинки.
Владимир БОГДАНОВ (фото)