Суббота, 04 мая 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Невидимый эксклюзив

{thumbimage 150px 1}Экспонаты выставки «Русский левша», открывшейся в колонном зале областной филармонии, можно рассмотреть только в микроскоп.
Автором уникальных работ из коллекции сенсаций санкт-петербургского музея микроминиатюры «Русский Левша» является кандидат физико-математических наук из Новосибирска Владимир Анискин. Стараниями физика СО РАН литературная фантазия о кузнеце-оружейнике, подковавшем блоху, стала реальностью: сегодня каждый желающий может увидеть на блошиных лапках настоящие подковы толщиной в 5 мкм, что ровно в шесть миллионов раз меньше подков лошади!
Помимо «классики жанра», к которым относятся подкованная блоха или надписи на рисовом зёрнышке, на выставке можно увидеть, например, поделки, размещенные на торце волоса, или склеенные из частичек бытовой пыли, собранной с рабочего стола мастера.
— Меньше работ Анискина объектов не существует, — заверяет Татьяна КОВША, руководитель проекта. — Кроме того, уникальность состоит ещё в том, что все представленные объекты  зритель рассматривает не через обыкновенные линзы, а под реальным объективом микроскопа, вмонтированным в монокль.
Все микроминиатюры выполнены вручную, без использования каких бы то ни было манипуляторов. Как рассказывает сам мастер на своём сайте, работает он, естественно, под бинокулярным микроскопом, с линейным увеличением до 100 раз. Понятно, что и инструмент большими размерами не отличается: самодельные станочки (токарный и заточный) умещаются на ладони. В зависимости от сложности работы и накопленного опыта на изготовление одной поделки уходит в среднем от недели до полугода. А вот на изобретение технологии обработки невесомого материала могут уйти годы.
— Чтобы, например, просверлить волос, мастеру пришлось немало потрудиться, — говорит Татьяна Ковша. — Волос постоянно ломался: при сверлении очень важно, чтобы ось вращающегося сверла и ось волоса совпали. Как это ни странно, но, казалось, безвыходную ситуацию спасла… разорванная рояльная струна. Именно из неё и удалось сделать микросверло. Кстати, рабочие инструменты также можно видеть на выставке: они не то что меньше спички, меньше даже самых маленьких швейных игл.
Работая между ударами сердца, подчинив этому ритму движение рук и дыхание, современный левша Анискин создаёт чудо. Впрочем, и рассматривать эти произведения искусства можно лишь затаив дыхание, чтобы не упустить ни одной детали. Ведь, если приглядеться, то на волосе, на торце которого размещён флаг России, можно увидеть трещинки. Оказывается, это те самые чешуйки, которыми покрыт волос. У снеговика, например, видны даже пальчики, а у крокодила Гены, который едва больше миллиметра, зубы, причём золотые. Так что соприкосновение с незримым микромиром, надо думать, впечатлит даже самого искушенного новгородского зрителя.
 
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года