Но именно документалистика стала её визитной карточкой. Фильмы «Кресты и звёзды», «Святыни», «Великий Новгород — Родина России» и многие другие отмечены многочисленными премиями российских и международных кинофорумов. Накануне Дня кино корреспондент «НВ» встретилась с режиссёром в её студии.
Новгород в моей жизни просто «случился», причем совершенно неожиданно. Этот город предоставляет бесконечное пространство для творчества, конечно, если есть интерес к истории страны, что важно. Ведь быт в Новгороде по тем временам нельзя было назвать ни комфортным, ни «гламурным»: карточки на получение пищи (кошмар конца 80-х, начала 90-х годов), жуткое жилье, забитый народ, общий страх, что завтра из магазинов исчезнут соль и спички, локальные бои «за колбасу», продовольственные караваны в Ленинград. Единственный действующий храм — церковь Апостола Филиппа… Недалеко было наше областное радио, где на допотопной технике мне пришлось немало поработать. И это после Останкина! А вокруг всего безобразия — более тысячи лет истории, которую можно считать «машиной времени», сохранившейся в отличном состоянии. Рассказывать об этом миру — вполне достойная творческая задача.
— И все же, как возможно преодолеть такой контраст: карьера в Останкине и работа на допотопной технике областного радио? Это такая великая любовь к отечественной истории?
— Понимаю недоумение. Но Останкино решительно никуда из моей жизни не исчезло. Пять лет я выходила со своими сюжетами об истории Новгорода в программе «Доброе утро». Там же мы устраивали в прямом эфире небольшие презентации моих фильмов «Кресты и звезды», «Тайна рождения», «Феофан Прокопович». Вместе с Первым каналом создали проект «Лычково. Дети Ленинграда». Сейчас наши документальные фильмы показывают многие студии и центральные каналы: «Культура», «Спас». Петербургский социальный канал недавно посвятил Новгороду достаточно эфирного времени. Это то немногое, что я сейчас помню. Все благодаря обаянию Новгорода.
В провинции всегда есть свежий ветер, нужно только уметь поймать его в свои паруса. Да, когда я приехала в Новгород, здесь никакого телевидения не было, только радио. Но перспектива появления здесь собственного телеканала меня настолько увлекла, что вместо запланированных шести месяцев я задержалась здесь почти на двадцать лет. Годы становления «Славии» — одни из самых интересных и насыщенных: чего мы только не придумывали, каких программ и телешоу не делали. Создавался новый коллектив, творческий и технический персонал. Профессия журналиста мне тогда казалась узкой. Пришлось закончить ЛГИТМиК (Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии), чтобы заняться профессионально режиссурой документального кино.
— В вашем багаже есть фильмы, посвященные Великой Отечественной войне; цикл картин, рассказывающих о памятниках новгородской архитектуры, возрожденных из пепла; ленты о видных исторических деятелях. А какая историческая эпоха вам как режиссёру интересна более всего?
— Та, над которой я работаю в данный момент. Будь это берестяные грамоты или Великая Отечественная война.
Все зависит от идеи, которую хочется донести до зрителя. Можно забавно и достоверно рассказать о далекой древности. Например, меня увлекает идея академика Янина создать «телефонный справочник» жителей Новгорода XII века, сколько там интересных, реальных людей будет? Мог бы получиться роскошный мультипликационный фильм.
Но более всего, как еще не ушедшая натура, близкая эпоха, мне интересен ХХ век, вместе со всеми трагедиями и неразрешенными историческими вопросами. Это была тема многосерийного фильма «Кресты и звезды», фильма о возвращении креста Софийского собора из Испании. Еще живы некоторые люди, еще тлеют идеологические конфликты, еще остались незавершенными оценки итогов войны. Сохраняется большая интрига эпохи — существование мавзолея Ленина, видимый артефакт, хотя останки царской семьи уже захоронили. Очень странная и интересная картина, серьёзно будоражащая воображение. Много не известных широкому кругу зрителей событий ХХ века происходило и в Новгороде.
— Сегодня в регионе вы — единственный режиссёр, снимающий документальное историческое кино. Чем это вызвано: молодёжи неинтересно?
— Данное направление сейчас не развивается, поскольку нет профессиональной базы и творческой лаборатории. В свое время с телевидением «Славия», тогда еще это был объединенный государственный канал, мы создали студию документального фильма. Но в результате реорганизации она канула в небытие. Жаль. Хотя даже в советские времена в Новгороде был филиал студии Ленинградской кинохроники под руководством замечательного автора и оператора Эдуарда Раненко. Он очень продуктивно и интересно работал. Когда я смотрю сегодня материалы кинохроники, то не представляю, что бы мы без них делали. Так что молодые таланты или ищут возможности работы в столицах, или пытаются создавать небольшие студии «на дому». Но пока ярких работ по документальным жанрам я не встречала, так что необходимость существования профессиональной студии остается очевидной.
— Кто сегодня выступает основным заказчиком документальных фильмов?
— Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Областной комитет культуры, туризма и архивного дела.
— Сколько в среднем составляет бюджет картины и сколько времени уходит на её производство в среднем?
— Это как в старом анекдоте про количество шапок, которые можно сшить из небольшой шкуры. Все зависит от объема информации и от идеи. Самое главное, чтобы было интересно смотреть. Кино- и телепроизводство — дело весьма дорогостоящее и малоприбыльное. И очень трудоемкое. Считать деньги в нашем деле — это проливать слезы. Противный процесс, согласитесь? А «ценника», как на рынке, не существует. Можно делать фильм 15 лет, можно и в неделю уложиться. Все зависит от вдохновения многих авторов и всей творческой группы.
— В последнее время, особенно накануне 1150-летия Великого Новгорода, по центральным каналам показывали много репортажей и фильмов о нем. Как вы их оцениваете: видеоряд, сюжет?
— Всегда смотрю с удовольствием и очень надеюсь увидеть что-то новое, хотя знаю: чтобы фильм о Новгороде состоялся, материал нужно собирать много лет. За три дня командировки тысячу лет истории не покажешь и тем более не изучишь. Почти всегда демонстрируют традиционный «джентльменский набор» — кремль с одной стороны и с другой — Софийский собор, Ярославово Дворище. Кадры похожи… Поэтому наша студия обычно помогает всем телекомпаниям, которые обращаются за помощью и дополнительными материалами. Недавно была съемочная группа из Киева, несколько раз обращались испанцы, петербуржцы прибывают неиссякаемым потоком, с московскими коллегами делали немало совместных проектов в Новгороде. В этом смысл взаимодействия, ведь и нам всегда помогают коллеги и друзья из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Пскова и многих других российских и зарубежных городов.
— С писателем-историком и сценаристом Виктором Смирновым вас связывает многолетний творческий союз: он написал сценарий не к одному вашему фильму. А чем вызвано появление в творческой команде народного артиста России Вениамина Смехова, читающего закадровый текст к фильму «Великий Новгород — Родина России», приуроченный к 1150-летнему юбилею города?
— Говорить о сценарном таланте писателя Виктора Григорьевича Смирнова можно долго и с большой режиссерской благодарностью. Это всегда исторически точный и уникальный материал, изложенный с необходимой для сценариста лаконичностью и подобающей писателю образностью. Пользуясь случаем, еще раз от всей съемочной группы мы поздравляем Виктора Григорьевича с престижной писательской премией имени Валентина Пикуля.
А что касается появления в нашей команде Вениамина Смехова, то начнём с того, что он прочитал уже десятки аудиокниг. Во-вторых, это высокого класса профессионал, который видит материал и из сложного документального текста может сделать действие. Ведь здесь мало иметь красивый тембр голоса и просто прочитать написанные слова. Поэтому когда Вениамин Борисович приезжал в Новгород на фестиваль исторических фильмов «Вече», мы обратились к нему с этим предложением, и он согласился. Сейчас к телеэфиру готов наш новый фильм с участием Вениамина Смехова. Если проект «Великий Новгород — Родина России» мы рассматривали как презентационный и «кассетный», то следующий двухсерийный фильм мы готовили как эфирный документальный продукт, включающий историю XVIII–XIX веков. Называется он «Великий Новгород в истории России».
— Не могу не поинтересоваться вашим мнением по вопросу, вот уже несколько последних лет будоражащему умы культурной общественности: что же всё-таки должно быть символом Великого Новгорода — берестяные грамоты, вечевой колокол или, может быть, образ Рюрика?
— Как и при работе над фильмом, здесь должна быть идея. От неё и нужно отталкиваться. Берестяная грамота — это символ древности, колокол — свободы и так далее. Я считаю, что здесь совершенно ничего придумывать не нужно: символ Новгорода — это памятник «Тысячелетие России». Там идей и символов хватает с лихвой. Это прекрасная иллюстрация всей нашей истории. Над идеей памятника бились лучшие умы XIX века, самого просвещенного, как я считаю, времени в истории нашей страны. Там есть все — свобода, вера и государственность. Это великое произведение искусства.
Фото автора