Первые проявления благотворительности в виде меценатства в России начали проявляться с конца XVIII века. И если на Западе меценатство имело юридические основания, в виде снижения налогов, например, то в России богатыми людьми руководили совсем другие цели: наряду с желанием вписать себя в историю это во многом было связано с религиозными и нравственными мотивами.
Традиционно поддержка всякого рода культурных начинаний была особенностью русских торговцев и промышленников: Третьяковы, Щукины, Морозовы, Мамонтовы, Рябушинские… Эти фамилии уже навсегда вписаны в историю русской культуры.
Кто и как помогает музеям сегодня, «НВ» узнали у сотрудников новгородских музеев.
— Если говорить о наиболее часто пополняемых фондах нашего музея, то здесь стоит выделить библиотеку, — рассказала директор Дома-музея Ф.М. Достоевского в Старой Руссе Наталья КОСТИНА. — Специалисты, изучающие творчество Фёдора Михайловича, регулярно дарят нам свои книги, исследования. А вот с личными вещами, предметами, так или иначе связанными с семьёй писателя, дела обстоят намного хуже. Это настоящая редкость, и найти их сегодня практически невозможно. Такие вещи если и продаются, то за сумасшедшие деньги. Чаще всего встречаются прижизненные издания произведений писателя или его письма.
Поэтому в основном фонды музея пополняются вещами, в большей степени имеющими отношение к эпохе, в которой жил и творил писатель, нежели к нему самому и его семье. Так, например, московский коллекционер Андрей Кусакин подарил старорусскому музею посуду, датированную 70—80-ми годами XIX века. Пока экспонаты хранятся в фондах, но если в Доме-музее займутся оформлением кухни писателя, то эти предметы, вполне вероятно, займут там своё место.
А вот Валдайский музей колокольчиков на внимание со стороны дарителей не жалуется. У музея давно сложились не только рабочие, но и дружеские отношения с писателем Олегом Бавыкиным, вот уже не протяжении более чем десяти лет снабжающим фонды музея музыкальными раритетами со всего мира.
— Дело в том, что по роду своей деятельности Олег Митрофанович является председателем иностранной комиссии Союза писателей России, ему часто приходится ездить по миру. И из каждой своей поездки он старается нам что-то привезти, — говорит старший научный сотрудник Валдайского филиала Новгородского государственного объединённого музея-заповедника Надежда ЯКОВЛЕВА. — Одним из редчайших музыкальных инструментов от Олега Бавыкина, находящихся сегодня в коллекции музея, является ритуальный вьетнамский храмовый колокол. Он выполнен в виде втулки, что само по себе уже необычно. Кроме того, у него отсутствует крышка сверху, так что звук выходит одновременно через верх и низ. Чтобы извлечь звук из такого музыкального инструмента, по нему нужно ударять специальной палочкой.
За помощь в пополнении коллекции и долгосрочное сотрудничество по инициативе работников музея коллекционер был даже выдвинут на звание Почётного жителя Валдая. Вполне вероятно, что житель столичного мегаполиса, приезжающий на Валдай отдыхать, уже по праву сможет считать эти места своей малой Родиной.
Однако не все музеи могут похвастаться такими друзьями, причём, надо заметить, далеко не олигархами, а просто увлеченными коллекционированием и собиранием предметов старины людьми.
— Сегодня коллекции фондов Новгородского объединенного музея-заповедника в основном пополняются за счёт приобретаемых нами предметов или целых коллекций, — резюмировала заместитель директора НГОМЗ по учётно-хранительской работе Наталья ГОРМИНА. — Понятно, что бюджет наш ограничен, и купить желаемые уникальные и редчайшие экспонаты удаётся далеко не всегда.