Воскресенье, 11 августа 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

По пути к мастерской

{thumbimage 150px 1}Новгородский скульптор и музыкант Вячеслав СМИРНОВ черпает своё вдохновение в родном городе
 Поначалу герой этого материала, как он сам о себе рассказывает, познавал секреты мастерства резчика по дереву. Но неплохие успехи в этом ремесле и влюблённость в мягкий материал были перечёркнуты, как водится, судьбоносным событием, а именно поездкой в Кишинев к дяде, у которого на тот момент была шикарная мастерская с кузницей, столяркой и прочими приспособлениями. Возможность попробовать свои силы в работе с металлом сразу расставила творческие приоритеты — дерево будущего скульптора интересовать перестало, а вот новое увлечение затянуло с головой…

Что такое нормальная реакция

Сразу же настроившись на неофициальное общение, Вячеслав начал объяснять, чем металл отличается от дерева:
— Деревяшка — благодатный материал. Сел дома и ковыряй сколько угодно. Потом опилки собрал и всё! А с металлом много технических сложностей. Для работы и то нужно голое помещение из бетона, в котором ничего не загорится.
Это если оценивать глобально, а сколько мелочей — представить сложно. К примеру, необычная прическа Вячеслава — короткая стрижка и длинная косичка, спускающаяся чуть не до середины спины, как ни странно, тоже появилась в результате работы с металлом, а не из желания выделиться в толпе у представителя творческой профессии:
— Жене очень хотелось, чтобы у меня были длинные волосы, и я отрастил себе шевелюру. Но в условиях моей работы сохранить волосы в приличном виде было далеко не просто: искры, грязь, болгарка. А «убитая пакля» на голове никого не устроила. Поэтому я постригся, а косичку оставил для жены.
Кстати, после выбора материала для работы свой творческий путь долго искать не пришлось — как-то само собой получилось, что Вячеслав понял: академическая скульптура — это здорово и подчас очень красиво, но…
— Я себя в этом не вижу, — замечает мастер. — Мне неинтересно просто делать копию жизни, куда любопытнее что-то упрощать, где-то делать произведение гиперболизированным. Вот, к примеру, последняя городская работа «Испуганный рыбак» стоит ближе всего к реализму, но и в ней больше юмора, чем реальности. Кстати, совсем уж абстрактного «Человека на ходулях» сильно не любит добрая половина горожан как раз за его нереальность.
Память услужливо предлагает грустный случай с «Семьёй», произведением автора, которое совсем недолго продержалось на выбранном месте и было разрушено новгородцами, а вернее — вандалами. Отреставрированная «Семья» теперь обитает в одном из уютных двориков на улице Федоровский ручей, но осадок, как говорится, остался.
— Я не обижаюсь на обидчиков «Семьи», — уверяет Вячеслав Смирнов, — не вижу в этом смысла. Как раз когда шёл демонтаж композиции, мимо проходил мужчина и удивился, зачем мы это делаем? А потом признал, что лично ему скульптура не понравилась, и всё-таки хорошо, что она появилась. Вот это нормальное отношение воспитанного человека. А на остальное обращать внимание просто не стоит.

Город внутри

И всё же, несмотря на «инциденты», Вячеслав уверен, что его отношения с Новгородом уже сложились: где бы скульптор ни был, домой он всегда возвращается с большим удовольствием.
Поэтому и ответ на вопрос об источнике вдохновения удалось угадать сразу — всё тот же древний, новый и, конечно, Великий Новгород.
— На самом деле я долго думал на эту тему, а потом понял, что всё происходит через переживания людей, — рассуждает Вячеслав. — Когда моя мастерская располагалась на Нехинской улице, то я почти ежедневно ходил пешком с улицы Ильина через весь город: мост, кремль, парки. А потом у меня появилась одна очень замечательная работа, я так и назвал её — «Новгород». Представьте себе скульптуру — образ человека, а внутри пустота, которую заполняют арочка, горбатый мост, звонница, то, что составляет внутренний мир человека. Правда, сейчас эта работа находится в Питере — на одной из зональных выставок она повстречалась со своими будущими хозяевами и была куплена. Так что главный источник вдохновения — сам город.
Но, к сожалению, далеко не весь. Согласитесь, сравнивая центральную часть Новгорода с новыми спальными районами, нелегко отдать предпочтение последним.  
Вот и художник признаётся, что вдохновится, к примеру, Западной частью города совсем непросто. Там и размах должен быть серьёзнее — одной-двумя скульптурами ситуацию однотипных двориков не исправить. В Западном нужно крылечки украшать, дома расписывать, глобально заниматься самой архитектурой.
А вот с историческим центром всё просто: одна из идей Вячеслава — нищий, который мог бы играть на скрипке, стоя где-нибудь на аллее у дворца Екатерины Великой, невдалеке от Туристки.
— Могло бы выйти весьма исторично: когда рядом с дворцом были торговые ряды, множество народу собирали рядом с ними подаяния, — поясняет свою мысль скульптор.
Есть идеи памятника погибшим на войне, скульптуры для молодоженов. Однако нередко приходится делать вещи, на взгляд художника, неинтересные, которые, тем не менее, хорошо покупаются.
Впрочем, в соотношении «время — деньги», Смирнов делает основной акцент как раз на первое слово:
— Наибольшая ценность для меня — это время! Того же человека на ходулях я делал два месяца, иногда ночами оставаясь в мастерской. К тому же не имея профессионального образования скульптора, приходится делать всё, что называется, «на коленке»: уже по ходу придумывать какие-то технические решения.
И ещё пару слов о времени, вернее, о его отсутствии. Оставшийся весьма довольным «Человеком на ходулях» директор Городского выставочного центра Сергей Пухачёв не так давно предложил Вячеславу организовать персональную выставку, и всё бы хорошо, да вот только набрать нужное для выставки количество работ не удаётся: всё, что делает Смирнов, быстро расходится по коллекциям. Вроде бы, и жаловаться грех, но и выставку не сделать.

Размышление и чувства

— И неужели кризис на вашу сферу деятельности не повлиял? — сам собой возникает популярный нынче вопрос.
— Не ощутил серьезных перемен. Сначала работы было даже больше, чем в докризисное время. Мне кажется, что в принципе деньги у людей есть, проблема в том, что, наслушавшись про страшное будущее, они просто испугались их тратить. А потом огляделись, поняли, что ничего страшного не произошло, и зажили своей обычной жизнью, — успокоил Вячеслав Смирнов.
Мнение, конечно, спорное, но вполне имеющее право на жизнь. Но чем больше мы разговаривали, тем сильнее становилось чувство полной занятости скульптора своим призванием. Впрочем, мнение это Вячеслав быстро опроверг: как говорится, лучший отдых — это перемена занятий. И второе большое увлечение нашего собеседника — музыка — ярко иллюстрирует справедливое утверждение.
Барабанщик в третьем поколении с охотой и гордостью говорит о том, что громким инструментом в его семье профессионально владеют и отец, и бабушка, известная в музыкальных кругах преподаватель училища, да и мама тоже преподаватель в музыкальной школе.
О своей причастности к музыке Вячеслав говорит с иронией: в юности, как и у всех, писались стихи, но были они какие-то не совсем стихи, что ли. А вот когда появилась ещё и музыка, то всё сразу стало на свои места, и Вячеслав, и его брат Дмитрий стали участниками популярной новгородской рок-группы «Авгур».
— Скульптура — это, скорее, размышление, музыка — это чувство, эмоция, самый воздействующий вид искусства, — объясняет Вячеслав, — возможность расслабиться и в то же время сделать что-то важное и значимое.
 
Мария КЛАПАТНЮК

РЕКЛАМА

Еще статьи

То, что груша многогранна, как и творец, её создавший, Николай Локотьков доказал новыми работами.

Творец и груша

В новгородской «Десятинке» открылась самая оригинальная выставка старорусского художника Николая Локотькова.

17.07.2024 | Культура

В подготовке фолк-рок мюзикла «Садко» приняли участие более 70 новгородцев.

Преемники «Садко»

К следующему творческому сезону новгородский уличный театр подготовит новую команду

17.07.2024 | Культура

Одна из самых узнаваемых визитных карточек Боровичей – мост Белелюбского.

45 прекрасных лет

Боровичский клуб любителей и знатоков искусства выпустил песенник о райцентре

10.07.2024 | Культура

Иконописный язык начал формироваться 1000 лет назад и по сей день продолжает развиваться.

Разговор о Боге

В арт-пространстве «Бульвар» зрители могут увидеть выставку народных икон от двух мастеров-иконописцев

10.07.2024 | Культура

В спектакле «Русалочка» наши герои сыграли влюблённую пару.

Встретимся в Новгороде

Историю своей семьи и своей карьеры молодые актёры театра драмы начали писать одновременно

10.07.2024 | Культура

Великий Новгород впервые стал центром театральных приключений из культового романа Ильфа и Петрова.

Эффектный финал

Закрытие юбилейного сезона театр драмы имени Достоевского отмечает гастролями и спектаклем-блокбастером

26.06.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 07.08.2024 года

РЕКЛАМА