Что такое нормальная реакция
Сразу же настроившись на неофициальное общение, Вячеслав начал объяснять, чем металл отличается от дерева:
— Деревяшка — благодатный материал. Сел дома и ковыряй сколько угодно. Потом опилки собрал и всё! А с металлом много технических сложностей. Для работы и то нужно голое помещение из бетона, в котором ничего не загорится.
Это если оценивать глобально, а сколько мелочей — представить сложно. К примеру, необычная прическа Вячеслава — короткая стрижка и длинная косичка, спускающаяся чуть не до середины спины, как ни странно, тоже появилась в результате работы с металлом, а не из желания выделиться в толпе у представителя творческой профессии:
— Жене очень хотелось, чтобы у меня были длинные волосы, и я отрастил себе шевелюру. Но в условиях моей работы сохранить волосы в приличном виде было далеко не просто: искры, грязь, болгарка. А «убитая пакля» на голове никого не устроила. Поэтому я постригся, а косичку оставил для жены.
Кстати, после выбора материала для работы свой творческий путь долго искать не пришлось — как-то само собой получилось, что Вячеслав понял: академическая скульптура — это здорово и подчас очень красиво, но…
— Я себя в этом не вижу, — замечает мастер. — Мне неинтересно просто делать копию жизни, куда любопытнее что-то упрощать, где-то делать произведение гиперболизированным. Вот, к примеру, последняя городская работа «Испуганный рыбак» стоит ближе всего к реализму, но и в ней больше юмора, чем реальности. Кстати, совсем уж абстрактного «Человека на ходулях» сильно не любит добрая половина горожан как раз за его нереальность.
Память услужливо предлагает грустный случай с «Семьёй», произведением автора, которое совсем недолго продержалось на выбранном месте и было разрушено новгородцами, а вернее — вандалами. Отреставрированная «Семья» теперь обитает в одном из уютных двориков на улице Федоровский ручей, но осадок, как говорится, остался.
— Я не обижаюсь на обидчиков «Семьи», — уверяет Вячеслав Смирнов, — не вижу в этом смысла. Как раз когда шёл демонтаж композиции, мимо проходил мужчина и удивился, зачем мы это делаем? А потом признал, что лично ему скульптура не понравилась, и всё-таки хорошо, что она появилась. Вот это нормальное отношение воспитанного человека. А на остальное обращать внимание просто не стоит.
Город внутри
И всё же, несмотря на «инциденты», Вячеслав уверен, что его отношения с Новгородом уже сложились: где бы скульптор ни был, домой он всегда возвращается с большим удовольствием.
Поэтому и ответ на вопрос об источнике вдохновения удалось угадать сразу — всё тот же древний, новый и, конечно, Великий Новгород.
— На самом деле я долго думал на эту тему, а потом понял, что всё происходит через переживания людей, — рассуждает Вячеслав. — Когда моя мастерская располагалась на Нехинской улице, то я почти ежедневно ходил пешком с улицы Ильина через весь город: мост, кремль, парки. А потом у меня появилась одна очень замечательная работа, я так и назвал её — «Новгород». Представьте себе скульптуру — образ человека, а внутри пустота, которую заполняют арочка, горбатый мост, звонница, то, что составляет внутренний мир человека. Правда, сейчас эта работа находится в Питере — на одной из зональных выставок она повстречалась со своими будущими хозяевами и была куплена. Так что главный источник вдохновения — сам город.
Но, к сожалению, далеко не весь. Согласитесь, сравнивая центральную часть Новгорода с новыми спальными районами, нелегко отдать предпочтение последним.
Вот и художник признаётся, что вдохновится, к примеру, Западной частью города совсем непросто. Там и размах должен быть серьёзнее — одной-двумя скульптурами ситуацию однотипных двориков не исправить. В Западном нужно крылечки украшать, дома расписывать, глобально заниматься самой архитектурой.
А вот с историческим центром всё просто: одна из идей Вячеслава — нищий, который мог бы играть на скрипке, стоя где-нибудь на аллее у дворца Екатерины Великой, невдалеке от Туристки.
— Могло бы выйти весьма исторично: когда рядом с дворцом были торговые ряды, множество народу собирали рядом с ними подаяния, — поясняет свою мысль скульптор.
Есть идеи памятника погибшим на войне, скульптуры для молодоженов. Однако нередко приходится делать вещи, на взгляд художника, неинтересные, которые, тем не менее, хорошо покупаются.
Впрочем, в соотношении «время — деньги», Смирнов делает основной акцент как раз на первое слово:
— Наибольшая ценность для меня — это время! Того же человека на ходулях я делал два месяца, иногда ночами оставаясь в мастерской. К тому же не имея профессионального образования скульптора, приходится делать всё, что называется, «на коленке»: уже по ходу придумывать какие-то технические решения.
И ещё пару слов о времени, вернее, о его отсутствии. Оставшийся весьма довольным «Человеком на ходулях» директор Городского выставочного центра Сергей Пухачёв не так давно предложил Вячеславу организовать персональную выставку, и всё бы хорошо, да вот только набрать нужное для выставки количество работ не удаётся: всё, что делает Смирнов, быстро расходится по коллекциям. Вроде бы, и жаловаться грех, но и выставку не сделать.
Размышление и чувства
— И неужели кризис на вашу сферу деятельности не повлиял? — сам собой возникает популярный нынче вопрос.
— Не ощутил серьезных перемен. Сначала работы было даже больше, чем в докризисное время. Мне кажется, что в принципе деньги у людей есть, проблема в том, что, наслушавшись про страшное будущее, они просто испугались их тратить. А потом огляделись, поняли, что ничего страшного не произошло, и зажили своей обычной жизнью, — успокоил Вячеслав Смирнов.
Мнение, конечно, спорное, но вполне имеющее право на жизнь. Но чем больше мы разговаривали, тем сильнее становилось чувство полной занятости скульптора своим призванием. Впрочем, мнение это Вячеслав быстро опроверг: как говорится, лучший отдых — это перемена занятий. И второе большое увлечение нашего собеседника — музыка — ярко иллюстрирует справедливое утверждение.
Барабанщик в третьем поколении с охотой и гордостью говорит о том, что громким инструментом в его семье профессионально владеют и отец, и бабушка, известная в музыкальных кругах преподаватель училища, да и мама тоже преподаватель в музыкальной школе.
О своей причастности к музыке Вячеслав говорит с иронией: в юности, как и у всех, писались стихи, но были они какие-то не совсем стихи, что ли. А вот когда появилась ещё и музыка, то всё сразу стало на свои места, и Вячеслав, и его брат Дмитрий стали участниками популярной новгородской рок-группы «Авгур».
— Скульптура — это, скорее, размышление, музыка — это чувство, эмоция, самый воздействующий вид искусства, — объясняет Вячеслав, — возможность расслабиться и в то же время сделать что-то важное и значимое.