— Можно было бы отнестись к выставке Давида Плаксина как к забаве состоявшегося художника, — так комментирует выставку художник Олег САУЛОВ на одном из сайтов. — Освоил человек компьютерные программы, что в его солидном возрасте уже маленький подвиг, решил развлечь себя, а заодно и публику. Если бы не название экспозиции — «РНОТОSНОРом по классике». Как объясняет сам автор, во-первых, это попытка доказать, что можно создавать полноценные художественные произведения с помощью компьютера. Во-вторых, в своих работах, признается Давид Плаксин, он часто использует целиком или фрагментарно общеизвестные работы великих мастеров прошлого или ссылается на них. Но зачем доказывать то, что уже доказали другие? Чтобы доказать еще раз? Думаю, в данном случае этого не получилось. Рhotoshop — это не миксер, где смешав энциклопедические определения, классические изображения, можно, как по волшебству, создавать «полноценные художественные произведения». Бесспорно, изображения Плаксина — это профессионально выполненная дизайнерская работа, не выходящая за рамки банальных, многократно использованных приемов. Собственно, и всё.
Подобные высказывания можно было слышать и от дизайнеров: дескать, ничего нового здесь нет, и каждый, кто хоть немного работает с графическими программами, может создать нечто подобное. Конечно, представленные работы — это не произведения искусства в буквальном понимании. В первую очередь это дизайнерские проекты. И в большинстве своём высокопрофессиональные.
— Проблема в том, что в Новгороде, к сожалению, нет высокой дизайнерской культуры, — комментирует художник, член Новгородского отделения Союза художников Ольга ГУЛЕВИЧ. — Поэтому немногие смогут оценить то, что представлено в залах музея.
— Знаете, когда смотрят полотна Кандинского, тоже часто говорят, что «мой ребёнок так бы нарисовал и даже лучше», — говорит искусствовед Сергей ПУХАЧЁВ. — Лучше, да не лучше. Пускай попробуют, напишут и покажут. Действительно, работы Кандинского похожи на детские, но если вглядеться, там же большой живописный космос. А детский рисунок всегда можно отличить. Конечно, нельзя сказать, что эта выставка — супер, в некоторых работах дизайнерский ход бросается в глаза. Но все картины, представленные здесь, имеют отношение к искусству. И, несомненно, это надо обсуждать.
Ряд «неравнодушных» посетителей даже высказали мысль о закрытии экспозиции: дескать, не место этим компьютерным картинкам в залах государственного музея.
— Если это искусство, его нужно выставлять, — продолжает Сергей Пухачёв. — И ни о каком разделении на государственные залы или частные здесь речи быть не может. Тогда что получается: в залах государственного музея нужно выставлять только патриотические работы, а в частных — анти?
Говорят, если то или иное событие активно обсуждают, значит, оно удалось, нашло отклик у зрителя. Несомненно, выставку «РНОТОSНОРом по классике» можно смело назвать прорывом, пусть и неоднозначным, новгородского художественного пространства, пока ещё не привыкшего к смелым экспериментам. А вот к чему отнести вопрос о закрытии экспозиции, который поднимается лишь только потому, что выставка не понравилась какому-то зрителю? К глупости или бескультурью? И не хочется думать, что и в наше время цензура может взять верх.
Владимир МАЛЫГИН (фото)