Без перерыва на обед
Учитывая, что наш разговор происходил после спектакля «Каменный цветок», одновременно с разбором довольно масштабных для кукольного театра декораций, становится понятно, что на тему отточенности и согласованности действий мы заговорили совсем не случайно.
— Если честно, то я очень не люблю делать всё на автомате и бегом, — сразу призналась Людмила. — Здорово, когда есть возможность приехать в детский сад заранее: спокойно расправить складочки на ширме и кукольных костюмах, войти в роль. Правда, в последнее время это большая роскошь...
Идея создать свой театр родилась у супругов спонтанно: образование театрального режиссёра, работа в театре «Малый» и курсы по предпринимательству на тему «Как открыть своё дело» сложились в оригинальное решение.
Алексеевы с гордостью рассказывают, что в среднем на подготовку к новому спектаклю в репертуаре у них уходит месяц работы, а общее количество сыгранных постановок иногда достигает десятка в неделю.
— Наше дело — это то, что я умею делать лучше всего, при этом получая удовольствие и денежное вознаграждение, — отмечает Людмила Алексеева. — Правда, о том, чтобы прийти с работы в шесть часов вечера и забыть о ней, не может быть и речи: весь театр — это я с мужем и люди, работающие по договорам. Мы пишем сценарии, готовим фонограмму, шьём декорации, репетируем — всё это самостоятельно.
Один из самых сложных этапов подготовки спектакля — изготовление будущих героев-кукол.
— Раньше наши куклы делались из папье-маше и покрывались левкасом: из-за этого было сложно прорабатывать мелкие черты, кроме того, они были очень хрупкими, — жалуется Людмила, — зато теперь вопрос решается просто. Нужно взять ёмкость, наполненную монтажной пеной, и дать ей застыть. После этого каркас аккуратно убирается, а из получившейся формы можно вырезать кукольное лицо — задача, достойная скульптора. Одежда для кукол и шитьё ширм — это отдельный процесс. В нашем доме есть целый стеллаж, от верху до низу набитый самыми разными декорациями к спектаклям.
Кстати, какого-то самого любимого спектакля у Людмилы нет, зато есть любимый период работы — время, когда вся команда работает технически слаженно, ведь от этого в большинстве своём зависит успех спектакля.
А судьи кто?
Кстати, следить за тем, как актёры ведут себя во время постановки за ширмой, подчас даже интереснее, чем наблюдать за действиями кукол.
— Иногда на маленьком пространстве, отведённом для актёров, собираются пять человек. Конечно, в такой ситуации мы должны работать максимально чётко, — объясняет Людмила. — Бывают ситуации, когда прямо во время спектакля возникают какие-то проблемы, например, у актёра пропадает голос, и кто-то должен продолжить роль за него.
Владелица театра вспоминает, что как-то раз прямо во время спектакля ширма потеряла равновесие и могла упасть. Коллективу пришлось доигрывать сложную постановку, при этом придерживая каркас свободными руками, ногами и даже головой. Главное, что зрители ничего не заметили.
Вообще, по словам нашей героини, когда коллектив работает вместе, то и физических трудностей не возникает. А вот если играешь собственную роль и нужно кому-то что-то подсказывать и помогать, то удовлетворения от работы уже не получаешь.
Одна из важных особенностей театра «Умка» — это, конечно, его аудитория: ведь спектакль нужно подготовить и отыграть так, чтобы угодить детсадовским малышам всех возрастов.
— Подбирать репертуар для нашего театра — не так просто, — рассказывают супруги. — Нам, конечно, хочется сделать что-то необычное, но в итоге довольными должны остаться дети. Раньше мы пробовали работать со школами, но это гораздо сложнее в организационном плане: в школах часто даже нет залов для показа спектаклей.
Перед малышами Алексеевы разыгрывают сказки о Даниле- мастере, Снежной Королеве и Федорином горе. — После сезона показов спектакль нужно отложить как минимум на пару лет, чтобы подросла новая аудитория, поэтому мы постоянно готовим что-то новое. Но угодить на всех всё равно невозможно. Все эмоции наших зрителей отражаются на их лицах, когда мы выходим на поклон. Да и ширма — это не стена: находясь там, мы тоже чувствуем, зацепило действие или нет, — рассуждает Людмила Алексеева.
А вообще, коллектив «Умки» уверен, что у театра уже есть своя аудитория — это дети, приученные к серьёзным спектаклям, те детсады, в которых «Умка» выступает каждый месяц. На них и ориентируются при выборе репертуара.
— Несмотря на то, что наш зритель ещё очень юный, мы в своих спектаклях пытаемся сделать упор на театральность, на искусство, потому что театр кукол — это первое, что доступно детям, — говорит, расставаясь с корреспондентами, Людмила Алексеева. — Мечтая, мы представляем, что воспитываем будущих зрителей настоящего, качественного театра.