— Конечно, художников в первую очередь поражали памятники старины — храмы, — говорит куратор выставки Ирина ВАСИЛЬЕВА, — поэтому их чаще всего и изображали. Но экспозиция интересна ещё и тем, что многие работы, представленные в залах, долгие годы хранились в фондах музея- заповедника и экспонируются впервые.
Пейзажи новгородской земли и древних памятников архитектуры одним из первых начал писать Пётр Кончаловский, работавший в Новгороде и его окрестностях в середине 1920-х годов. Картины художника сразу стали широко известны и привлекли в город многих живописцев. Рассматривая эти яркие работы, у зрителя невольно возникает чувство, как при перелистывании старого семейного альбома: вот улица Московская, вот Ленинградская, тогда ещё не так густо застроенная, как сейчас, а двор Софийского собора раньше, оказывается, был забит деревянными сараями.
Отдельный зал экспозиции отведён под работы, выполненные непосредственно после освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Студенты ленинградских художественных вузов приезжали в город на Волхове вслед за фронтовыми художниками. Сохранение памяти о самых трагичных периодах в истории города являлось не менее важной задачей, чем само восстановление Новгорода и его памятников.
С новой стороны на выставке открылись и известные архитекторы-реставраторы, изучавшие новгородскую архитектуру: Григорий Штендер и Леонид Красноречьев. Их многочисленные рисунки и акварели отличаются особой живописной культурой в подходе к созданию архитектурного пейзажа.
Отдельно стоит выделить и работы известного новгородского живописца, «певца» новгородской истории Семёна Пустовойтова. Средневековая архитектура Новгорода стала его визитной карточкой. Серия его акварелей «Великий Новгород» — своеобразная «портретная» галерея новгородских памятников архитектуры.
Помимо живописных и графических работ на выставке представлен также и фарфор. Сервизы с новгородской тематикой, созданные в 1930—1980 годах на заводе «Пролетарий», — сегодня настоящий раритет.