Воскресенье, 24 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Маленькая страна

{mosimage}Сегодня кукольники всего мира отмечают профессиональный праздник

Птица счастья
Придумывать любимым игрушкам роли в детстве наверняка любил каждый из нас. Высаживали кукольный десант в ряд на кровати, получался целый школьный класс, в котором, как и в настоящей школе, были свои двоечники и «ботаники»…

Играя в песочнице, мы строили замки из песка, в которых жили настоящие принцессы и принцы. Пусть даже на поверку они оказывались обыкновенными одуванчиками, насаженными на прутики, как головы кукол на туловище. Но это были настоящие театрализованные представления! И ничего, что без занавеса и света рампы, зато искренние и самозабвенные. Именно от таких детских игр, в сущности, и берёт своё начало кукольный театр в широком его понимании. Ведь для детей игры с предметом — основа познания окружающего мира.
Наряду со «взрослыми» драматическими театрами кукольные есть практически в любом городе нашей страны. И Великий Новгород здесь не исключение. Как и у столичного МХАТа, символом которого, как известно, является чайка, у новгородцев есть свой пернатый ангел-хранитель — гусёнок Дорофей, давший имя новгородскому кукольному театру.
— Весёлое кряканье гусёнка сопровождает наш театр вот уже тринадцать лет, — говорит руководитель театра Наталья МЕЛЬКЕР. — Спектакль «Про Гусёнка Дорофея»,  показ которого прошел в марте 1996 года, был нашим первенцем.
Сегодня в репертуаре новгородского театра кукол есть уже не один десяток спектаклей, полторы сотни кукол-артистов и труппа в составе всего пяти человек. Но при этом у «Дорофея» нет ни отдельного здания, ни настоящей театральной рекламы. Уникальный театр работает на базе ГДК, где ему выделена комната для хранения наиболее часто используемого реквизита и востребованных кукол. Остальная часть «артистов» из папье-маше, дерева и пластика ждёт своего выхода на сцену в сыром сарае около дома худрука.


Все мы родом из детства
А началось всё, как и положено, с детства. Точнее, с  мечты девочки Наташи, впервые увидевшей кукольный театр в семь лет и заболевшей им на всю жизнь. Правда, своей профессией Наталья выбрала специальность горного инженера. Но в Новгороде, куда впоследствии она приехала, не было ни гор, ни рудников. Зато открывался кооперативный театр кукол «Колобок», куда посчастливилось попасть и нашей героине. Опыт работы с режиссёром Юрием Энтиным был для Натальи Ивановны неоценим при рождении своего детища — «Дорофея».
Говорят, куклу делает не художник, а скульптор. В контексте кукольного театра это весьма актуально, ведь именно эти «артисты» приковывают к себе взгляды юных зрителей. А потому куклы в первую очередь должны быть образными. Если это лиса, то непременно с хитрым прищуром, если Любава, то с лёгкой грустью в глазах… Каждая такая кукла уникальна, потому что нередко выполнена на заказ у мастеров. В коллекции «Дорофея» есть немало раритетных экземпляров, привезённых из профессиональных кукольных театров северной столицы.
Профессиональные куклы сегодня очень дорогие. Цена одного такого «актёра» может доходить до нескольких десятков тысяч рублей. Поэтому бывало, что новгородцы заказывали только голову куклы, а доводили до ума и принаряжали уже своими руками. Со временем Наталья Ивановна и сама приноровилась мастерить.
Значительную часть кукольных артистов «Дорофея» составляют тростевые куклы, которых во время представления поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня. К рукам такой куклы крепятся трости, обычно из проволоки, которыми и жестикулирует кукловод. Есть в составе «Дорофея» и механические артисты, которые могут моргать и открывать рот. А уж мягких зайчиков, мишек и собачек — не сосчитать. Но ни покемонов, ни телепузиков и других подобных персонажей современных мультиков в кукольной труппе «Дорофея» вы не встретите. Нет здесь и огромных ростовых кукол: чем меньше кукла, тем она милее, считают «дорофеевцы».
Но как ни крути, кукла — артистка искусственная. Вдохнуть в героев спектаклей жизнь под силу лишь людям, умело управляющим «своими коллегами» за ширмой.
Интересный факт: оказывается, работа «кукольников» по тарифной сетке должна оплачиваться выше их драматических коллег. Им в пору молоко за вредность давать: согласно статистике, «кукольники» чаще остальных страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Дело в том, что куклу водят, как правило, левой, «сердечной» рукой, а правая лишь на подхвате. Но ни цифры статистики, ни кочевой образ жизни не испугал Нелли ПШАНСКУЮ, сменившую подмостки областного театра драмы им. Ф.М. Достоевского, где она отработала около 20 лет, на ширму кукольного театра.
— Амплуа «травести» — моё второе я, — признаётся артистка, — за время работы в театре драмы я сыграла практически во всех сказках. Да и свою карьеру я начинала с Костромского театра кукол. Так что всё вернулось на круги своя.


Потерять голову
Застать «дорофеевцев» на месте невозможно: погрузив небольшой скарб в виде разноцветной ширмы и кукол в старенькую «четверку», труппа отправляется в путь. Может быть, именно подобная мобильность и помогает выживать театру. Борки, Лесная, Шимск, Сольцы, Боровичи… Гастрольный график расписан на месяц вперёд. Каждый день в пути, на отдых лишь суббота. Такой нагрузки не то что люди — куклы не выдерживают. Находясь постоянно в стесненном положении в багажнике машины, куклы деформируются, пачкаются, ломаются. А порой выходят из строя прямо на сцене.
— Во время спектакля «Иван да Марья» у куклы упала голова на бок, — вспоминает ведущая актриса театра Елена ХОРОШАВИНА. — На починку механической куклы не было ни времени, ни инструментов. Пришлось объяснять детям, что Иван потерял голову от любви к Марье. В прямом смысле.
Корреспонденты «НВ» застали артистов в одном из детских садов Великого Новгорода. Это было уже третье выступление за день. В драматических театрах, надо полагать, такой нагрузки, не считая предновогодних дней, нет. Но кукольники не сетуют ни на отсутствие гримёрок (они и за ширмой, сидя на полу, нарисуют себе румянец или веснушки), ни на условия труда. Они и декорации на спектаклях сами монтируют. Не детей же об этом просить, в самом деле!
Хлеб их тяжёлый, признаются артисты. Ведь билеты на детские спектакли всегда недороги. Но все житейские неурядицы перекрывает неподдельная детская любовь и искренность, с которой юные зрители воспринимают спектакли.
— А как они переживают за наших героев, подсказывают им, что-то выкрикивают с места, а после спектакля бегут за ширму, чтобы пообщаться с полюбившимися персонажами, — говорит Нелли Пшанская. — От этой обратной связи, постоянного прямого контакта с юными зрителями ты заряжаешься энергией, и никакие трудности и тем более кризисы тебе нипочем.
*   *   *
Спектакль подходил уже к концу. Озорная и невоспитанная девчонка Фенька стала самой настоящей Феей вежливости и точности, подружилась с Галчонком и Котом Пончиком. Но расставаться со сказкой трёхлетний карапуз всё никак не хотел: «Хочу ещё, хочу ещё, хочу ещё», — капризничал малыш и топал ножкой. «Погоди, я к тебе скоро ещё приеду», — сказала кукла в розовом платье, улыбнулась и скрылась за разноцветной ширмой.

Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Семья Сидоровых с удовольствием выступает на различных мероприятиях и фестивалях, радуя окружающих своим творчеством.

Музыка нас связала

Звонкоголосую семью Сидоровых и их гармошку хорошо знают не только в Боровичах, но и далеко за пределами Новгородчины

20.11.2024 | Культура

Актёры Новгородского театра драмы им. Ф.М. Достоевского уже приступили к репетициям нового спектакля.

Я — никто?!

В новом спектакле театр драмы покажет зрителям маленького человека и его большие амбиции

20.11.2024 | Культура

Новая кровля Петропавловского храма будет такой же, какой её видели новгородцы в XII

На Синичьей горе

На храме Петра и Павла, построенном новгородцами в XII веке, проводятся масштабные реставрационные работы

13.11.2024 | Культура

Губернатор Андрей Никитин приветствовал участников и гостей фестиваля. Ведущим церемонии открытия стал актёр и режиссёр, президент фестиваля народный артист России Михаил Пореченков.

Чтобы слышать время

Фестиваль театральных искусств имени Достоевского нашёл другой формат, но уже устремился в новый поиск

06.11.2024 | Культура

Гостей фестиваля вновь ждёт погружение в классику. Но на этот раз — и не только.

Достоевский. Новое

Знаковый театральный фестиваль сменил формат и расширил масштабы

30.10.2024 | Культура

Фильм представили продюсер Сергей Сельянов и исполнительный продюсер Наталья Смирнова. Проект снят кинокомпанией СТВ при поддержке Фонда кино.

Есть искра

Премьерный показ «Огнива» в Великом Новгороде не оставил зрителей равнодушными

23.10.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА