Воскресенье, 24 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

История искусств

{mosimage}Новгородский бизнесмен и коллекционер Александр Одиноков пытается добавить свои штрихи к портрету местной арт-среды.

Сначала он дарит новгородскому объединённому музею-заповеднику свою коллекцию графики XVIII—XX вв. из более чем 600 единиц. Среди них — работы известнейших мастеров Николая Уткина, Ивана Шишкина, Василия Матэ. Потом организует встречу с автором первой книги о художнике и скульпторе Михаиле Шемякине Александром Петряковым и её презентацию в Великом Новгороде. Устраивает выставку офортов итальянских мастеров гравюры XVIII—XIX вв. из личной коллекции. Сейчас меценат и коллекционер занялся сбором информации об исчезнувших во время Великой Отечественной войны произведениях живописи. Предприниматель становится одним из двигателей культурной жизни в Новгороде.

— Александр Николаевич, что стало поводом для начала этой работы?
— Меня очень интересует творчество Бориса Кустодиева. И, разумеется, тот  период, когда он рисовал во время своего лечения на Старорусском курорте в начале 20-х годов прошлого века. В поисках его старорусских работ, изу-
чая один из каталогов кустодиевских произведений, я наткнулся на указание о его работе «Базар в деревне». Самое интересное заключалось в том, что рядом с названием была сноска, из которой следовало, что произведение погибло во время Великой Отечественной
войны, а принадлежало оно Новгородскому государственному музею-заповеднику! Вот тогда и возникла мысль: как оно могло погибнуть? И что же вообще происходило с произведениями искусства во время той войны? Как оказалось, никто специально это не изучал. Есть только отдельные работы: статьи, упоминания в книгах, дневниках…
— Непростую задачу вы себе поставили.
— Это точно! Пока я накапливаю материал, свожу его в схему. К примеру, много путаницы с численностью музейного фонда и количеством эвакуированных и оставленных в Новгороде работ. Сохранившиеся учётные данные Новгородского музея-заповедника говорят о том, что до 1941 года в картинной галерее находилось более 600 произведений живописи и графики. Согласно материалу исхода памятников истории культуры РСФСР по Новгородской области за 1986 год во время войны мы потеряли 150 произведений живописи. Кроме всего прочего есть книга «Похищенные сокровища. Вывоз нацистами российских культурных ценностей» М.С. Зимич, где указывается, что 478 произведений живописи, графики и миниатюр Новгородского музея-заповедника во время войны были утрачены. Список этих произведений имеется в музее, но не по всем из них есть изображения работ. А среди них такие значимые, как «Вид Босфора ночью» Айвазовского, «Портрет княжны Щербатовой» Кипренского, «Базар в деревне» и портрет графини Голенищевой-Кутузовой Кустодиева, картины Верещагина, Куинджи, Кончаловского, Кандинского. Но насколько точна эта цифра? В моём распоряжении есть выписка из заметки, опубликованной в местной газете «Звезда» за 16 марта 1936 года, «Подарки новгородскому музею». Как оказалось, тогда музею были подарены графические работы более чем 20 авторов, но их имён нет в списке утраченных. Нет их и в современном фонде. Что с ними? Хотелось бы установить все данные исчезнувших картин, их изображения в каталогах, все передвижения и все потери. И в итоге, возможно, издать книгу об истории новгородской картинной галереи.
— Всем известно, что материальные ценности вывозились немецкими войсками.
— Да. Но не только. В 1994 году в одной из своих статей новгородский историк Борис Ковалёв обвиняет в этом Василия Пономарёва, первого бургомистра Новгорода в период немецкой оккупации. Пишет, что это — предатель, который помогал немцам красть всё, что не успели эвакуировать: картины, иконы и многое другое. Однако я собираюсь по-новому взглянуть на его роль в оккупированном Новгороде. Пономарёва к немцам привёл не кто иной, как Борис Филистинский, бывший ссыльный, при немцах служивший в гестапо. При этом Филистинский, обладавший двумя дипломами о высшем образовании, был далеко не чужд мира искусства. В Интернете я нашёл довольно подробные воспоминания о нём, из которых следует, что русский гестаповец был знатоком живописи. Его тётя работала художником-реставратором в Новгородском музее. И сам Филистинский подрабатывал в 1941 году в музее. Правда, пока не известно, кем именно.
Что касается Пономарёва, он пробыл на посту бургомистра всего два месяца. Никого за это время не убил и не сдал. Есть, правда, сведения, что он участвовал в обысках, но мотивы его работы на немцев вызывают сомнения. В 50-е годы XX века,  живя в Германии, он опубликовал свой дневник, и там не нашлось ни одного критичного отзыва в адрес советской власти. Хотя в 30-е годы ему пришлось отсидеть в лагерях по какому-то надуманному поводу. Вот и Николай Гринёв, директор Новгородского объединённого музея-заповедника, пишет о том, что Пономарёва официально так и не признали предателем Родины, и соответствующее уголовное дело в отношении него было прекращено в 60-е гг. прошлого века. Сейчас мне хочется узнать о Пономарёве больше и решить: действительно ли он причастен к преступлениям.
— Кто же, по-вашему, мог вывезти картины?
— Определённые данные указывают на Филистинского. Поясню. Пономарёв в своём дневнике указывает, что картинная галерея была частью разграблена, частью — вывезена в Германию. Кто мог присвоить произведения искусства? То, что картины не сгорели, косвенно подтверждено Тамарой Константиновой — послевоенным директором музея, которая в 1944 году, после освобождения Новгорода, зафиксировала, что пожара внутри здания картинной галереи не было.
В статье «Третий бургомистр» Борис Ковалёв опубликовал, что дочь третьего новгородского бургомистра, прочитав одну из книг нашего историка, посвящённую теме коллаборационизма в Новгороде во время войны, написала ему письмо, в котором сообщила: поздней осенью 1941 года в их доме появился Филистинский и предложил приобрести у него несколько картин и скульптурки Будды, но поскольку на них была маркировка Новгородского музея, бургомистр отказался их покупать. Кроме того, по материалам ФСБ, обнародованным Ковалёвым, перед уходом осенью 1941 года из Новгорода Филистинскому, как «заслуженному» перед немцами человеку, были выделены 12 подвод и один вагон, которые он загрузил ценностями. Также известен маршрут дальнейших передвижений Филистинского: Псков, Рига, Германия, США.
— Почему вам так важно заниматься  поиском статей, работой в архивах?
— Это наша история! Наше богатство, в конце концов. Произведения, которые исчезают таким образом, рано или поздно появляются на аукционах «Кристи» и «Сотби». И происходят чудеса! Русский музей не раз возвращал в свою коллекцию выставленные на продажу произведения искусства. И претендовать на них легче, имея все данные на руках. Речь идёт о восстановлении истории, и тут не должно быть двусмысленностей.

Елена КУЗЬМИНА
Владимир МАЛЫГИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Семья Сидоровых с удовольствием выступает на различных мероприятиях и фестивалях, радуя окружающих своим творчеством.

Музыка нас связала

Звонкоголосую семью Сидоровых и их гармошку хорошо знают не только в Боровичах, но и далеко за пределами Новгородчины

20.11.2024 | Культура

Актёры Новгородского театра драмы им. Ф.М. Достоевского уже приступили к репетициям нового спектакля.

Я — никто?!

В новом спектакле театр драмы покажет зрителям маленького человека и его большие амбиции

20.11.2024 | Культура

Новая кровля Петропавловского храма будет такой же, какой её видели новгородцы в XII

На Синичьей горе

На храме Петра и Павла, построенном новгородцами в XII веке, проводятся масштабные реставрационные работы

13.11.2024 | Культура

Губернатор Андрей Никитин приветствовал участников и гостей фестиваля. Ведущим церемонии открытия стал актёр и режиссёр, президент фестиваля народный артист России Михаил Пореченков.

Чтобы слышать время

Фестиваль театральных искусств имени Достоевского нашёл другой формат, но уже устремился в новый поиск

06.11.2024 | Культура

Гостей фестиваля вновь ждёт погружение в классику. Но на этот раз — и не только.

Достоевский. Новое

Знаковый театральный фестиваль сменил формат и расширил масштабы

30.10.2024 | Культура

Фильм представили продюсер Сергей Сельянов и исполнительный продюсер Наталья Смирнова. Проект снят кинокомпанией СТВ при поддержке Фонда кино.

Есть искра

Премьерный показ «Огнива» в Великом Новгороде не оставил зрителей равнодушными

23.10.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА