Энергичен, безудержен, неукротим — таким он был в декоративно-прикладном искусстве, посвятив ему более 40 лет, создав сотни уникальных произведений из цветного стекла и хрусталя, побывавших на самых крупных выставках в России и десятках стран мира. Они хранятся в 32 государственных музеях, в том числе — в новгородском, а также во многих частных коллекциях. Вот что писал о нем известный искусствовед В.М. Мартынов: «Умение совместить оптические проекции и реальные объемы стеклопластики в пределах целостного зрелища, обладающего впечатляющей режиссурой и драматической выразительностью, отличает произведения Ю.В. Жульева». «Блистательным творцом», обладавшим «непревзойденным творческим потенциалом», называли его другие.
Таким он был и в живописи, страстно занявшись ею особенно в последние десять лет своей жизни. Его квартира в Москве превратилась в творческую мастерскую, заставленную холстами, этюдами, некоторые из которых поражали новизной мышления и недюжинным мастерством. Мастер вставал в пять утра и работал, успевая до «службы» в российском Союзе художников, где он 18 лет был бессменным секретарем правления, написать несколько этюдов маслом. И в Новгород, где Юрий Жульев с 1979 по 1985 год возглавлял Новгородскую организацию Союза художников, теперь он часто приезжал, чтобы снова и снова писать в мастерской друга и, как он шутил, «наставника по живописи» заслуженного художника России Александра Варенцова. Все созданные в его в мастерской холсты после смерти Юрия Васильевича в 2006 году Александр Алексеевич передал Новгородскому государственному музею художественной культуры земли Новгородской в Десятинном монастыре. И именно эта коллекция и послужила открытию первой персональной выставки живописи Юрия Жульева.
— Интересно было наблюдать, — вспоминает Александр Варенцов, — как он проникал в другой материал, не в привычное для него стекло, а в холст, краску. Это являлось для него открытием другого мира, иного пространства. Удивительно, но у него всегда сразу возникало решение холста. Он был быстрым в реакциях и, кажется, даже возмущался внутренне, что готовое решение холста еще никому не видно.
Юрий Васильевич мечтал о своей первой персональной выставке живописи, и вот она состоялась. Мы опять удивлены, поражены и восхищены новыми гранями его талантливой натуры. Он обладал колоссальной энергией, и все, кто с ним встречался, словно подпитывались от нее, получая мощный творческий заряд. За что бы он ни брался, он делал это могуче, мощно и талантливо.
Татьяна ЗОЗУЛЕНКО
Фото автора