Воскресенье, 24 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Великие миры Виктора Хлебникова

О поэте, который шёл «путём не нашим и огнистым»

В Новгородской области ежегодно проходят Хлебниковские чтения, посвященные творчеству одного из самых загадочных поэтов XX века. Чем сложные и непонятные стихи Велимира Хлебникова (1885–1922) могут привлечь читателя сегодня, рассуждает доктор филологических наук, профессор НовГУ Татьяна ИГОШЕВА.

— Татьяна Васильевна, известно, что поэт умер на Новгородчине, его могила в Ручьях стала местом паломничества литературоведов. Это корпоративное мероприятие?

— К сожалению, Хлебниковским чтениям не хватает организатора, который смог бы поднять конференцию на хороший научный уровень. Но отмечу, нельзя требовать от сельской интеллигенции невозможного: учителя, библиотекари, школьники и так делают все, чтобы подарить гостям настоящий поэтический праздник. Так, в Ручьях есть традиция угощать участников чтений хлебом и молоком в память об одном из произведений поэта «Мне мало надо! Краюшку хлеба! И каплю молока!». К слову, именно за этим Велимир Хлебников и переехал на Новгородчину в голодные годы. Что касается более масштабного изучения творчества поэта, то осенью в Новгородском университете пройдет международная научная конференция, где выступят ведущие хлебниковеды из Италии, США, Японии и России.

— Почему Хлебников по-прежнему интересует исследователей?

— Чтобы понять этого поэта, читателю нужна филологическая мускулатура на уровне мастера спорта. Хлебников изучал физику, математику, естественные науки, филологию, интересовался мифологией славян, азиатов, калмыков, индейцев и других народов. И филологи должны в первую очередь растолковать его сложные поэтические произведения для массового читателя. К примеру, сверхпоэма — жанр, изобретенный самим Хлебниковым, — «Дети Выдры». Название произведения отсылает нас к мифологии индейцев Северной Америки, которые считали, что человек — это дитя Выдры, ведь именно эти животные попросили богов выделить людей как особый род среди других живых существ.

Вообще форма произведения для Хлебникова была важна так же, как и содержание. Он много работал над структурой текста и даже изобретал слова. При этом он не только создавал новые, но и выявлял скрытый потенциал уже имеющихся. Посмотрите, что он делает со словом «смех»:

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами,

       что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

К слову, вслед за Хлебниковым словесными экспериментами занялись и другие поэты-футуристы, в том числе Владимир Маяковский.

— Как можно объяснять непростое творчество Велимира Хлебникова школьникам?

— Думаю, заставлять читать детей не стоит, нужно уметь заинтересовать их текстом. Стихи раннего Хлебникова проходят в 11 классе. Опираясь на свой опыт работы со школьниками, скажу: мистический, яркий, непонятный Хлебников больше соответствует сознанию подростков, чем, скажем, Пушкин, произведения которого могут показаться им пресными. Но нельзя оставлять ребенка один на один с этими «темными» текстами. Учитель должен объяснять, показывать, экспериментировать вместе с классом. Вот, например, хрестоматийное стихотворение Хлебникова, которое так пугает некоторых старшеклассников:

Бобэоби — пелись губы,

Вээоми — пелись взоры,

Пиээо — пелись брови,

Лиэээй — пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо — пелась цепь.

Так на холсте каких-то

                             соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

О чем идет речь? Поэт звуками описывает, как рождается картина, портрет. Произведение создано на стыке двух разных видов искусства — литературы и живописи. Старшеклассники любят экспериментировать. Это стихотворение можно не только прочитать, но и показать школьникам с помощью современных мультимедийных средств. В частности, можно предложить учащимся самим проиллюстрировать текст на компьютере и затем устроить в классе показ презентаций.

— Современные голливудские экранизации известных романов, например, «Анна Каренина» и «Великий Гэтсби», не из этой ли сферы?

— Мне нравятся такие творческие эксперименты режиссеров. Если «Великий Гэтсби» — это удачная экранизация романа, то американская «Анна Каренина» — совершенно новое самостоятельное произведение искусства со своим индивидуальным театральным языком, которое по тематике лишь отдаленно напоминает роман Толстого.

Как-то я беседовала с профессором Иерусалимского университета Романом Тименчиком по поводу преподавания литературы, а именно — как приохотить студентов читать? Он рассказал, что в ходе изучения творчества Достоевского преподаватели вместе со студентами смотрят две-три экранизации «Идиота», а затем начинают обсуждать проблематику произведения. Эти фильмы настолько по-разному интерпретируют роман, что учащимся приходится обратиться к первоисточнику, то есть к книге.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Семья Сидоровых с удовольствием выступает на различных мероприятиях и фестивалях, радуя окружающих своим творчеством.

Музыка нас связала

Звонкоголосую семью Сидоровых и их гармошку хорошо знают не только в Боровичах, но и далеко за пределами Новгородчины

20.11.2024 | Культура

Актёры Новгородского театра драмы им. Ф.М. Достоевского уже приступили к репетициям нового спектакля.

Я — никто?!

В новом спектакле театр драмы покажет зрителям маленького человека и его большие амбиции

20.11.2024 | Культура

Новая кровля Петропавловского храма будет такой же, какой её видели новгородцы в XII

На Синичьей горе

На храме Петра и Павла, построенном новгородцами в XII веке, проводятся масштабные реставрационные работы

13.11.2024 | Культура

Губернатор Андрей Никитин приветствовал участников и гостей фестиваля. Ведущим церемонии открытия стал актёр и режиссёр, президент фестиваля народный артист России Михаил Пореченков.

Чтобы слышать время

Фестиваль театральных искусств имени Достоевского нашёл другой формат, но уже устремился в новый поиск

06.11.2024 | Культура

Гостей фестиваля вновь ждёт погружение в классику. Но на этот раз — и не только.

Достоевский. Новое

Знаковый театральный фестиваль сменил формат и расширил масштабы

30.10.2024 | Культура

Фильм представили продюсер Сергей Сельянов и исполнительный продюсер Наталья Смирнова. Проект снят кинокомпанией СТВ при поддержке Фонда кино.

Есть искра

Премьерный показ «Огнива» в Великом Новгороде не оставил зрителей равнодушными

23.10.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА