Мировую киноиндустрию мы вновь планируем удивить войной. На этот раз в 3D
Отечественных киноманов нынешней осенью, должно быть, не покидает стойкое ощущение дежавю. В третий раз наша страна выдвигает на знаменитую кинопремию «Оскар» фильм на военную тему.
Имя у режиссера, претендующего на награду, не менее громкое, чем у его предшественников (ими, напомню, были Михалков и Шахназаров) — Бондарчук. Тема киноленты и одновременно её название — Сталинград. Предыдущие фильмы-номинанты, к слову, после непродолжительной борьбы «Оскара» так и не взяли. Михалков вообще с треском провалился, но кто старое помянет? И вот новая попытка.
Всё это напоминает бесперебойный стук в закрытые ворота: «Откройте, пожалуйста, мы — русские, мы сняли новое кино так, как вы любите: с экшеном и в 3D, вам должно понравиться».
Нет ответа! Да и можно ли ещё кого-то удивить 3D? Но мы стучим.
Кстати, на этот раз с уверенностью сказать, что фильм плохой и обязательно провалится (или прекрасный и обязательно победит) нельзя, да и пошуметь, как шумели вокруг «Утомленных солнцем», тоже. Большая публика «Сталинграда» ещё не видела. В Великом Новгороде, как и по всей стране, он выходит в прокат 10 октября. Однако трейлер уже доступен для просмотра: смотри и плачь, плачь, но смотри.
Я не буду пересказывать, сами найдёте и сами всё увидите: и медленный полёт снаряда, и голые коленки (и чуть выше, конечно), торчащие из ванны...
Последнее, впрочем, не могу не прокомментировать. Знаю, что в пылающем городе солдаты использовали ванны как прикрытие при стрельбе, но чтобы там нежились молодые красотки?.. Это уж, извините, чересчур, хоть трейлер настойчиво и сообщает нам, что на любой войне есть место любви.
Речь, впрочем, не о любви и даже не о нелюбви к нам оскаровской комиссии. Речь о том, зачем мы так милитаризируем тему патриотизма.
Редактор портала Film.ru Евгений Ухов в интервью Business FM связал выдвижение «Сталинграда» на «Оскар» с «волной подъёма патриотизма, который пытаются в России сделать национальной идеей». Что касается «волны подъёма», тут, конечно, с какой стороны посмотреть, а вот то, что патриотизм пытаются обрядить в одежды национальной идеи (без которой нам, как известно, не жить), и невооружённым глазом видно. Во всяком случае в кино.
Мало того, что фильмы о войне льются на широкие экраны как из рога изобилия ежегодно: значимости им добавляет ещё и номинация на «Оскар». В этом году, думаю, особенно удачно получилось подогреть интерес к киноленте Бондарчука. Совсем не так, как с «Утомленными солнцем-2», которые к моменту номинирования уже ничто не могло спасти: они провалились в прокате.
На какие выводы может навести нас многолетний просмотр отечественных фильмов? Например, о том, что всё, за что мы можем гордиться своей страной, было когда-то очень и очень давно. Сыростью попахивает от национальной идеи, обращённой в прошлое.
Перечитала и думаю, вдруг читатель решит, что я военное кино не люблю. Нет, люблю. Очень. «В бой идут одни старики», «Балладу о солдате», «Летят журавли» и особенно малоизвестный, пронзительный «Пришёл солдат с фронта». А к тому, что любишь сам, требуешь ещё более уважительного отношения и от других, которое, конечно, не предполагает растаскивания святой темы на постельные сцены.
_____________
* (Они не пройдут. — Исп.)