Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

На Большой Московской

Об искусстве расширения пространства в направлении к сердцу публикиВ Великом Новгороде на Большой Московской, почти у самой заставы, невозможно не заметить этого железного мужичка.

Об искусстве расширения пространства в направлении к сердцу публики

В Великом Новгороде на Большой Московской, почти у самой заставы, невозможно не заметить этого железного мужичка.

Невысоконького росточка, почти карлик, с лицом, не обезображенным интеллектом, да еще и в телогрейке возвышается он над тротуаром на здоровенных стальных ходулях. Причем одна из палок заточена под карандаш. Ее-то он и пытается оттолкнуть, но одновременно продолжает за нее цепляться: оказаться на земле, видимо, — не то, на что он рассчитывает.

Символическое значение этой конструкции: без культуры, без искусства человеку не устоять, не состояться в этом мире. Кстати, прямо под ней — вход в Центр современного искусства (ЦСИ)...

Впрочем, внимание привлекает не только мужчина с карандашом. Если идти к Центру искусства с другой стороны, соответственно от заставы, взгляд неминуемо упрется в руку, что точно вылезла из-под карниза и застыла в останавливающем жесте. Справа от нее, если стоять к зданию лицом, из стены торчит гигантский гвоздь. «Мы на него собираемся повесить цепь с шаром-молотом, что используется для сноса зданий, чтоб он висел строго перед окном, за которым поставим включенный телевизор», — делится задумками идейный вдохновитель и директор центра Сергей ПУХАЧЕВ. И здесь ясно все без объяснений: удар по оболванивающей массовой культуре.

Скажи, зачем и почему?
При спуске в малый зал ЦСИ поражают перила: они состоят из клюк, а венчаются пионерским горном. В зале, где сейчас проходит выставка «Эротизм в работах мастеров ХХ века», на почетном месте стоит ворона, собранная из обычных ключей! Что тут же отсылает зрителя к фильму Вонга Кар-Вая «Мои черничные ночи». Дверные ручки в виде топора и пера: мол, что написано пером, того не вырубишь топором. И таких находок — уйма. К слову, все эти арт-вещи изготовлены новгородским художником по металлу Михаилом Ющенко.

Да, сегодня произведением искусства может стать все что угодно, если оно помещено в нужный контекст. Например, представлено как экспонат выставки или музея. «Вообще, у меня есть такой тезис, что все, что мы имеем вокруг себя, — произведения искусства. Мы не назовем с вами ни одного предмета, который не может быть художественно преображен. Это дизайн, это полиграфия, это искусство посуды и так далее», — комментирует Сергей Борисович.

Вполне логичный вопрос: для чего все это? Для эпатажа? И для этого тоже, однако суть все-таки в другом. Это, как говорит Сергей Пухачев, «создание художественного пространства, отличного от повседневности. Когда ребенок приходит в театр, он должен попасть в театр. Нельзя смотреть в конюшне. Если дети приходят в театр, то они должны попадать в сказочную театральную обстановку. То же пытаемся сделать и мы».

И это лишь одна из задач среди таких, как презентации художников, организация событий, выявления талантов. «Но главная наша цель, — подчеркивает директор центра, — это, конечно, новгородская публика.

Преодоление ее инертности и равнодушия к современному искусству… Хотя — на Церетели был ажиотаж. На Шагале… Но это единичные случаи. В целом же картина удручающая… Да, мы не имеем права образованием заниматься, но просвещением-то можем!».

Наши люди дорогу осилятПросвещенья русский дух
Действительно, средний уровень эстетического образования рядового зрителя крайне низок. Сергей Пухачев вспоминает о первой выставке «Портрет минус фотография»:

— Мы выставили фотографии и портреты, чтобы показать разницу восприятия, художественного мышления. И устроили соревнование: публика должна определить лучший портрет. В итоге с огромным отрывом побеждает пара, где фотография и портрет неотличимы друг от друга. Тут разводишь руками и думаешь: да что же такое?! И как раз идет немецкая делегация во главе с мэром Билефельда. Он смотрит, тоже понять не может и говорит: «Почему ваши посетители голосуют за раскрашенную фотографию?». Он рассердился, помню, попросил большие красные точки — проголосовал за самый абстрактный портрет. Фотография, и очень интересное такое формальное решение. Он сказал: «Вот это, я понимаю, — искусство», — и точку свою прилепил.

Да, пробиться к душе зрителя, вызвать в нем интерес — задача не из простых. А ведь внимание и понимание публики — это необходимые условия развития художников. Как говорил Уолт Уитмен, великая поэзия может существовать только при наличии великих читателей. И это справедливо для любого вида искусства.

— Но нет пророка в своем отечестве, — возмущается Сергей Борисович. — А ведь в Новгороде есть талантливые художники. Вот сейчас усилиями Натальи Павловны Голевой (ведущий специалист по экспозиционно-выставочной деятельности. — А.М.) в Псков отправили двоих художников-сюрреалистов — Яну Емельянову и Валерия Дмитриева. Там они вызвали фурор. Про Валерия пишут: «Новгородский Дали». Да и Яна не отстает. А в родном городе они практически неизвестны. Такая ситуация...

Планы и перспективы
Однако, несмотря на все эти трудности и препоны, а точнее, даже вопреки им, работа кипит вовсю. За четыре года в ЦСИ проведено более 130 выставок! И будущее выглядит не менее жарким. Остановимся на наиболее значительных проектах.

В конце декабря откроется фотовыставка «Золотая черепаха». Это 200 фотографий дикой природы высокого качества и впечатляющего размера. Есть даже метровые фото! Но перед тем как с этими работами сможет познакомиться новгородский зритель, выставку по линии социального комитета увидят — совершенно бесплатно! — все те, кто лишен возможности посетить выставочные залы. А именно дома ветеранов и больницы Великого Новгорода и Новгородской области. Так, сейчас «Золотая черепаха» радует Дом ветеранов. Отметим, что это всероссийский проект, поделенный на несколько серий. Причем одну из серий, исходя из заявленных целей, Центру современного искусства отдали в вечное пользование.

В это же время начнет работать интерактивная выставка «Круг чтения», посвященная приключенческой литературе. Кстати, уже четвертая по счету — из музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Соль события в том, что зрители будто бы окажутся, допустим, на пиратском корабле «Острова сокровищ»: экспонаты будут расставлены по всему залу таким образом, чтобы создавалось ощущение альтернативного пространства.

Среди ярких событий выделим персональную фотовыставку Стива Шапиро и художественную Александра Шилова. На февраль намечен крайне любопытный проект «Космисты». Так называлась группа русских художников в конце первой четверти ХХ века, чье творчество в идейном плане сформировалось под влиянием восточных эзотерических учений. Будут представлены работы самого Чюрлёниса (к сожалению, только копии).

В сентябре следующего года должна пройти тематическая художественная выставка новгородских художников, посвященная Ветхому Завету. «Сначала мы задумали осуществить проект «Мир без Христа», — вспоминает Сергей Борисович, — не в ницшеанском русле, а в каноническом, христианском: мир с пятницы, когда Христос умер, и по воскресенье, когда он воскрес. К сожалению, эта тема оказалась не по зубам, к тому же вызвала протест со стороны представителей Церкви. Теперь мне очень интересно, как художник новгородский выскажется на тему, скажем, сотворения мира.

И два слова о фестивалях. Как высказывается на этот счет Сергей Борисович, «фестивали сегодня — это такая динамичная, современная, очень мобильная форма, которая позволяет вспыхнуть эмоциям, вдохновению.

Гвоздь пухачевской программыВот в Петрозаводске недавно познакомились с ребятами — они устроили фестиваль лэнд-арта (искусство ландшафта. — А.М.). Сейчас и мы со своей стороны решили затеять похожий фестиваль, но основное, что нас тут интересует, — это арт-скворечники, то есть какие-то объекты, которые могли бы остаться в пространстве города».

Кроме арт-скворечников в планах фотофестиваль на открытом воздухе, новогодний фестиваль снежных баб, разнообразные стрит-арт-фестивали, в том числе и граффити. Иными словами: все то, что привносит искусство в повседневность, преображает ее.

Вместо эпилога
Вот мы и вернулись к расширению художественного пространства. Превратить быт в произведение искусства — это, кажется, центральная идея, которую с завидным упорством воплощает в своей работе Сергей Пухачев. Обратить взгляд новгородца на современное искусство. Поскольку даже не катастрофически низкий уровень эстетического вкуса, но безразличие к искусству — вот самая серьезная проблема на сегодняшний день. Ведь если полностью отторгнуть от себя мир прекрасного, что останется от человека?

Без этой духовной составляющей бытия, материальной объективизацией которого и является искусство, человек рухнет вниз и разобьется. Ситуация аналогичная железному мужичку, пытающемуся оттолкнуть от себя карандаш. Не выйдет устоять на одной ходуле, не выйдет...

Алексей МОШКОВ
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Я пойду туда, где ветер…»

«Я пойду туда, где ветер…»

В Музее изобразительных искусств открылась выставка памяти художника Евгения Сущени

26.11.2025 | Культура

Накануне юбилея

Накануне юбилея

Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского продолжает творческий поиск новой формы

06.11.2025 | Культура

Неидеальная семья

Неидеальная семья

Новгородцев зовут на камерный спектакль о больших человеческих чувствах

06.11.2025 | Культура

Большая командная работа

Большая командная работа

На заседании Попечительского совета Новгородского музея-заповедника, которое состоялось в Москве 27 октября, подвели итоги юбилейного года и определили планы на будущий

29.10.2025 | Культура

Милосердие и любовь

Милосердие и любовь

Новый год Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского встретит с базовыми ценностями

29.10.2025 | Культура

Осенний май

Осенний май

В Новгородской области впервые прошёл благотворительный кинофорум

22.10.2025 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА