Новгородский музей-заповедник презентовал уникальную коллекцию средневековых актовых вислых печатей.
Одна из самых больших и качественных сфрагистических коллекций страны, которой обладает Новгородский музей-заповедник, пополнилась уникальными экспонатами.
Коллекция, приобретенная у одного из столичных коллекционеров почти за 6 млн. рублей, состоит из 150 предметов. При этом 40 печатей из приобретенных до этого науке были неизвестны.
— Например, это булла с изображением на одной стороне ростовой фигуры явно не святого, а вполне светского человека с царскими регалиями в венце и с надписью «Олхана печать» на оборотной стороне, — говорит хранитель фонда сфрагистики и фалеристики Новгородского музея-заповедника Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ. — Кто был этот человек, мы сказать пока не можем.
Большинство печатей — 144 — из коллекции принадлежат древнерусским великим и удельным князьям XI—XIII веков, церковным иерархам, монастырям, новгородским и псковским посадникам, владычным наместникам. И лишь пять византийских и всего одна западноевропейская актовая печать римского папы Целестина III.
— На западе свинцовая сфрагистика не очень прижилась, — объясняет Волхонский. — Свинцовые печати применялись редко. Но традиции сильнее. Поэтому одним из носителей свинцовых печатей вплоть до XIX века оставался папский престол. Причем оформление печатей там не менялось с XI века.
Среди интересных и пока не до конца понятных печатей из приобретенной коллекции стоит отметить женскую печать некой Елены. На одной стороне печати изображена святая, покровительница владелицы, а на другой — надпись «Иван» и изображение святого. То ли это покровитель мужа владелицы, то ли её отца, гадают специалисты.
— В домонгольской сфрагистике можно выделить всего пять-шесть женских имён, которые попали на печати. Это примерно соотносится с небольшим количеством княгинь, которых мы знаем из летописей, — говорит Волхонский. — Поэтому атрибуция данной печати вызывает много вопросов.
Как отмечают специалисты, абсолютное большинство печатей в прекрасной сохранности: они отреставрированы, а подлинность не вызывает сомнений.
Фото Владимира БОГДАНОВА