Четверг, 08 августа 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

ВИЙтиеватая история

В новой киноленте по повести Николая Гоголя от оригинала мало что осталось

Любите ли вы ужастики так, как люблю их я? Тогда нам по пути… в кинотеатр. Премьера картины «Вий» в 3D к концу второй недели проката в России уже побила по кассовым сборам и «Сталинград», и «Аватар», продолжая набирать очки.

Продюсер фильма Алексей Петрухин и режиссер Олег Степченко удивили всех. И тех, кто ожидал узнать на экране «Вия» точно такого, каким его увидел Николай Васильевич. И тех, кто предрекал крах, говоря, что коль над фильмом трудились восемь лет, начиная с 2005-го, меняя концепцию, подходы и сценарий, то ничего хорошего не будет.

Не страшно, аж жуть
Создатели ужастика образца 2014 года и Хому Брута в живых оставляют, и Вия делают совсем непохожим на книжного. Он получился этаким червяком с глазами, похожими на автомобильные фары, — совсем не страшно.

Вообще, режиссер не сделал ставку на народный колорит, а зря: это бы придало яркости картине не меньше, чем спецэффекты. «Жаль, что самобытность не стала главной целью. А ведь у авторов есть амбициозные планы завоевать этим фильмом не только Россию и Украину, но и международный рынок. Бюджет в 26 миллионов долларов вполне позволял авторам «Вия» внести в фильм полноценную этническую, нутряную краску. Показать ярко и выигрышно не только казаков как типаж, но славянскую бытовую культуру, ее характерные особенности, ее юмор, который так точно передавал Гоголь. Это же имеет спрос, привлекает зрителей…» — пишет кинообозреватель «Итогов» Ирина Любарская.

 «Вия» впервые экранизировали  уже в 1909 году. Эта картина считается первым в истории русского кино хорроромНовый герой
Безусловно, необычным решением сценаристов было ввести в действие еще одного главного героя — британского картографа Джонатана Грина, который к «Вию» Гоголя не имел никакого отношения. Точнее так: вдоль и поперек исходил Украину начала XVII столетия ставший прототипом кинематографического Грина французский ученый-географ Гийом Левассер де Боплан. Думается, что с представителями нечистой силы Боплан не встречался. Но! За время пребывания на Украине хорошо изучил политические, общественные, бытовые черты страны и по возвращении во Францию написал интереснейшие записки о жизни крестьян и казаков, их обычаях, промыслах, способах ведения войны, а кроме того, составил карты Украины, которые на протяжении нескольких столетий считались наиболее полными и точными.

Вот он-то под именем Джонатана Грина (в прекрасном исполнении англичанина Джейсона Флеминга) и внедрен в картину. Как ученый-картограф и как человек, лишенный предрассудков, Грин готов искать логическое объяснение событиям, связанным со смертью панночки, и той чертовщине, что творится на хуторе. Так в «Вие» появляется детективная линия.

Кстати, за этот ход и за Грина на съемочную бригаду ополчился известный писатель и телеведущий Дмитрий Быков — мол, зачем было портить гоголевский сюжет: «склепана исключительно дорогая, возможно, очень талантливая лажа, не имеющая никакого отношения к Гоголю и к «Вию»…».

Но кто сказал, что экранизация должна быть точной копией текста произведения классика? Снимали по мотивам, а значит, режиссер имел полное право экспериментировать и додумывать. Что и сделал. Почему выбор пал на ученого? Почитайте «Описание Украины» Боплана, и ответ придет сам собой.

Первым и последним советским фильмом ужасов стал «Вий», снятый в 1967 году. На главные роли художественный руководитель постановки  Александр Птушко выбрал Наталью Варлей и Леонида КуравлёваИх нравы
«…Они исповедуют греческую веру, называя ее по-своему русской, свято почитают праздничные дни и соблюдают посты, продолжающиеся в течение восьми или девяти месяцев в год и состоящие в воздержании от употребления мяса. Они настолько упорны в соблюдении этой формальности, что убеждают себя, что спасение души зависит от различия пищи. Зато взамен, мне кажется, вряд ли какой-либо народ в мире сравнялся бы с ними в способности пить, ибо не успевают они отрезвиться, как тотчас же принимаются (как говорится) лечиться тем, от чего пострадали. Все это, впрочем, происходит только в свободное время, но, когда они воюют или подготавливают какое-то дело, они крайне трезвы, а грубость можно заметить только в одежде. Они остроумны и проницательны, смышлены и щедры без расчета, не стремятся к большому богатству, но чрезвычайно дорожат своей свободой, без которой они не могли бы жить…».

Эти подмеченные географом детали жизни украинцев мы видим и в фильме. Например, когда на экране после многочасового возлияния хлопцы вдруг начинают превращаться в монстров без головы, с копытами вместо конечностей и прочими бесовскими атрибутами, первая мысль, которая  возникает: пить, братцы, надо меньше, и мерещиться ничего не будет.  Именно это себе и сказал Джонатан Грин, когда утром после застолья с казаками очнулся на полу.

Он как человек здравомыслящий, после того как вывел на чистую воду попа-оборотня, готового пойти на убийства ради того, чтобы создать секту, покорную ему во всем, вернув обществу якобы сгинувшего Хому, для себя однозначно решил: никакой мистики не было, а те жуткие видения, что его посещали, — не более чем плод фантазии, разыгравшейся под действием самогона. Нет и не было никакого Вия. 

*    *   *

Петрухин и Степченко обещают трилогию. Кроме уже вышедшей на экраны картины, планируется «Вий-2. Проклятое место» и «Вий-3. От Трансильвании до Московии». Судя по названиям, в последующих фильмах, как и в первом, гоголевская повесть станет лишь одним из ингредиентов в кинематографической 3D-каше.

Фото с сайта Кинопоиск

РЕКЛАМА

Еще статьи

То, что груша многогранна, как и творец, её создавший, Николай Локотьков доказал новыми работами.

Творец и груша

В новгородской «Десятинке» открылась самая оригинальная выставка старорусского художника Николая Локотькова.

17.07.2024 | Культура

В подготовке фолк-рок мюзикла «Садко» приняли участие более 70 новгородцев.

Преемники «Садко»

К следующему творческому сезону новгородский уличный театр подготовит новую команду

17.07.2024 | Культура

Одна из самых узнаваемых визитных карточек Боровичей – мост Белелюбского.

45 прекрасных лет

Боровичский клуб любителей и знатоков искусства выпустил песенник о райцентре

10.07.2024 | Культура

Иконописный язык начал формироваться 1000 лет назад и по сей день продолжает развиваться.

Разговор о Боге

В арт-пространстве «Бульвар» зрители могут увидеть выставку народных икон от двух мастеров-иконописцев

10.07.2024 | Культура

В спектакле «Русалочка» наши герои сыграли влюблённую пару.

Встретимся в Новгороде

Историю своей семьи и своей карьеры молодые актёры театра драмы начали писать одновременно

10.07.2024 | Культура

Великий Новгород впервые стал центром театральных приключений из культового романа Ильфа и Петрова.

Эффектный финал

Закрытие юбилейного сезона театр драмы имени Достоевского отмечает гастролями и спектаклем-блокбастером

26.06.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 07.08.2024 года

РЕКЛАМА