Группа «АПМ» отметит 25-летний юбилей
Из окон детской музыкальной школы имени С.В. Рахманинова вместо привычных проигрышей на фортепиано в воскресный промозглый день доносятся звуки гитар, баяна, скрипки и... барабанной установки.
Хорошо, что юных музыкантов, играющих в этот момент за стенкой Шопена или Шуберта, в школе нет, подумала я, подходя к репетиционной точке «апээмовцев».
Хотя учащиеся к подобному соседству, как пояснил лидер группы Николай БЕДНЯГИН, уже привыкли. «Дети, бывает, заглядывают к нам во время репетиций, — добавил он. — Поклонники заходили послушать». Как-никак уже около десяти лет «АПМ» — «Артель позитивной музыки», расшифровываемая ранее и как «Ассоциация пролетарских музыкантов», — репетирует в этих стенах. Олег Рыбин, басист группы, преподаёт в музыкальной школе, и администрация заведения пошла навстречу музыкантам.
Мы реп-пе-петируем...
— Слава, почему ты здесь сидишь? Ты должен быть на Олимпиаде! Бросай скрипку и вставай на лыжи, как Ванесса Мэй, — шутили над Вячеславом Устюжаниным коллеги по группе, пока тот настраивал инструмент.
Так, в ритме юмора и музыки, проходила репетиция «АПМ» перед юбилейным концертом, который состоится 25 февраля в Новгородской областной филармонии.
Именно в этот день, но в 1989 году в клубе мебельного комбината Новгорода группа дала свой первый концерт. Правда, то выступление было приурочено к празднованию Дня защитника Отечества. Этакий самодеятельный номер — подарок для работников предприятия, на котором, к слову, трудился тогда и столяр-станочник Беднягин. С того концерта всё, собственно, и понеслось... «Когда в нашем репертуаре было всего пять песен, мы решили, что пора ехать в Череповец на первый всесоюзный фестиваль «Рок-акустика», — вспоминает Николай». Потом были чемпионат по року «Дети Кураж», на котором новгородцы вошли в четвёрку лучших, а в 1997-м «АПМ» представляли город на Волхове в Питере на фестивале Театра ДДТ «Песни конца XX века»... Сейчас почти ежегодно самые позитивные новгородские музыканты ездят с гастролями в Германию.
Новоиспеченный коллектив был для конца 80-х годов необычным. Он отличался не только принципиально живым звучанием, необычными аранжировками, но и не совсем привычным составом инструментов: наряду с бас-, ритм-, сологитарами, барабанной установкой, здесь ещё звучал баян. Позже к этой компании присоединилась скрипка.
— Меня неоднократно приглашали в группу, — говорит скрипач Вячеслав УСТЮЖАНИН. — Но я как классический музыкант, не признававший тогда ничего кроме классики, подобными мелодиями не прельщался. Но когда услышал, как ребята играют, — одно время они выступали в кафе «Дельтаплан» недалеко от кремля, — мне понравилось. И я решил, что смогу добавить в их звучание новые краски.
Со временем в группе появилась ещё и флейта, но этого «артели» показалось мало. «А не замахнуться ли нам на классику?» — подумали в «АПМ» и... пару лет назад дали совместный концерт с камерным оркестром новгородской филармонии. Для обоих коллективов подобный эксперимент был первым в их творческой биографии. Хотя в мировой практике подобное рокеры совершают давно. Ведь для по-настоящему хорошей и талантливой музыки такое понятие, как «границы жанра», — не более чем условность. И на своём юбилейном концерте «АПМ» вновь сыграет с филармоническим оркестром.
Вот и встретились
— Общаться с Николаем как соавторы мы стали с весны 1995 года, когда у «АПМ» возникла насущная потребность в новых песнях и авторах, — вспоминает новгородский поэт Алексей АПРЕЛЬ.
Середина 1990-х стала тяжёлым испытанием для многих. Именно в это время из группы ушёл вокалист и автор текстов Андрей Кондратьев. Именно тогда «Артель» была на грани распада, и именно в это время бразды правления в свои руки взял Беднягин, выступавший до этого гитаристом и автором музыки.
— Тогда мне и посоветовали обратить внимание на тексты молодого поэта Лёши Апреля, — говорит Николай. — Я приехал к нему домой и попросил дать почитать его стихи. Мне понравились.
Первым же текстом, написанным специально для группы, стала «Русская горькая». Когда через день на неё легла музыка и песня «сыгралась», стало понятно, что имеет смысл продолжать...
— Если честно, подсчётами: сколько песен для «АПМ» за эти годы мною было написано, я специально не занимался, — рассказывает Апрель. — Но вообще из всех песен группы, вышедших за эти годы, моих текстов — больше половины. Есть и те, за которые очень не стыдно. Рад, что смог традицию «текстовости русского рока» поддержать в меру своих способностей. Вообще, я благодарен группе за то, что не застрял в своё время на уровне салонной лирики и не провалился до откровенной пошлятины, и что мне себя приятнее считать и называть не «поэтом», а «текстовиком». Тем более текстовиком такой качественной группы — живой, настоящей и очень «русской». Я до сих пор не озаботился изданием своих стихов. Да и не вижу особой в том необходимости — ведь большая и лучшая их часть превосходно уже издана — в аудиоформе. И моё запущенное честолюбие очень греет, что десятки и сотни людей на концертах эти строчки подпевают и знают наизусть.
Что дальше?
Что интересно, свой первый альбом группа смогла записать лишь спустя почти десять лет после основания. «Спасибо Борису Ельцину за это, — шутит Беднягин. — На запись альбома мы отдали тогда весь гонорар, заработанный на концертах в поддержку Бориса Николаевича, баллотировавшегося на пост президента».
Сейчас в творческом портфеле группы насчитывается семь альбомов.
— Но к нынешнему юбилею мы презентуем не новый альбом, а DVD с записью нашего выступления с камерным оркестром с одной из совместных репетиций. Живая музыка на сцене, но без зрителей. Ну и исполним, конечно, как уже знакомые слушателям песни, так и новые композиции. Одна из них — «По-над краем».
Так, кстати, называется и юбилейный концерт «АПМ».
— Эта песня очень точно характеризует жизнь нашей группы, — резюмирует Николай. — Она никогда не была особо сладкой.
«С нашей стороны всё было честно», — нередко именно такими словами Николай Беднягин завершает выступления группы. По-честному качественно, проникновенно и искренне музыканты обещают выступить и на юбилейном концерте. А что дальше?
— Будем продолжать в том же духе, — с улыбкой замечает Николай. — Нам уже просто некуда деваться.
Фото автора
и из архива группы «АПМ»