В камерном оркестре Новгородской филармонии появится арфа
Правда, всего лишь на одно выступление. Сегодня этот инструмент редко где можно услышать. Да и музыкантов, владеющих техникой игры на ней, не так много.
Не очень велик в наше время и репертуар для арфы как солирующего инструмента. Зато она украшает любой оркестр, придает ему тембровое богатство, полётность и объемность звучания.
На сцене Новгородской филармонии на арфе будет играть солистка оркестра Государственной академической капеллы имени М.И. Глинки Екатерина Писарева. «Я исполню «Интродукцию и аллегро для солирующей арфы, флейты, кларнета и струнного квартета» Равеля, — говорит Екатерина. — Это произведение как нельзя лучше показывает все возможности арфы. А они своеобразны. На ней прекрасно звучат арпеджированные аккорды — способы исполнения аккордов, когда звуки идут один за другим, глиссандо — скольжение руки по всем струнам, настроенным на какой-нибудь аккорд».
Действительно, звучит арфа очень поэтично. Композиторы используют ее, когда нужно создать фантастические образы, картины спокойной мирной природы, имитировать звучание народных струнных инструментов. Для арфы создавали свои сочинения многие великие композиторы прошлого — Бах, Гендель, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Глинка, Дебюсси и другие.
Сейчас арфа, естественно, очень сильно отличается от своих средневековых предков. Сегодня у нее 45–47 струн, натянутых на треугольную металлическую раму изящной формы. Снизу оркестровой арфы находятся семь педалей. Форма оркестровой арфы похожа на поднятую крышку рояля.
При этом арфа — один из самых древних музыкальных инструментов человечества. Это подтверждают и археологические раскопки. Так, при раскопках шумерского города в Месопотамии археологи нашли арфу, возраст которой оценивают в четыре с половиной тысячи лет. Арфа не раз упоминается в Библии, она была самым распространенным и любимым музыкальным инструментом на древнем Ближнем Востоке, в Греции, Риме. Арфа Аполлона является символом прекрасного и романтического.
А вот в России первая арфа появилась лишь во времена Екатерины II. В 1765 году царица приобрела для воспитанниц Смольного института этот инструмент, и арфа сразу вошла в моду в аристократической среде. Традиционно арфа считается женским инструментом.
Фото из архива «НВ»