Среда, 08 января 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Пространство хаоса,

или Что бывает, когда сталкиваются миры художника и зрителя

Главным и знаковым событием очередной выставочной волны в Центре современного искусства стало открытие экспозиции художника Олега Ланга (Москва) «Передача ключей».

«Редко мы сталкиваемся с Её Величеством Живописью в таком чистом виде», — анонсировал и предупреждал о встрече с искусством директор ЦСИ Сергей Пухачёв.

В свою очередь искусствоведы говорят о Ланге как о классическом мастере живописи музейного качества, художнике-нестяжателе, экстравагантном интроверте, импульсивном философе, в течение десятилетий создававшем свою параллельную реальность и в ней жившем.

Своим взглядом на творчество Ланга поделился Владимир НАЗАНСКИЙ, куратор музея Эрарта в Санкт-Петербурге.

— Владимир Олегович, скажите честно, способен ли среднестатистический зритель оценить Ланга?

— Вопрос этот скорее связан с психологией и социологией зрителя. Я думаю, что тут важна степень вовлечённости в контекст, впрочем, как и в остальных ситуациях. Симфоническую музыку слушают подготовленные люди. То же самое относится и к современной живописи. К тому же творчество Олега Ланга более доступно для восприятия, потому что выдержано в традициях искусства XX века, классического авангарда. Здесь в основе лежит настоящая живописная страсть. Автор делал всё серьезно и искренне. Это угадывается в свободе, в языке линий и цвета, в ассоциативном поле, которое создаёт художник. Мне кажется, если бы картину можно было пересказать словами, значит, как живопись она не состоялась. Картины Ланга не перескажешь. Они не содержат сюжета так же, как невозможно пересказать музыку. Всё многослойно, насыщено как личными ассоциациями, так и свидетельствами материального мира.

Выдержать встречу с искусством не так просто— Материальности я как раз обнаружить не сумела.

— Составная часть некоторых работ — расправленные наклеенные мешки от посылок, которые действительно подобраны мастером на почте. Причём однажды в Москве гость выставки узнал на картине свой адрес. В основе работ Ланга лежит субъективное переживание реальной жизни. Почти все картины инициированы явлениями реальной жизни. В этом смысле он не метафизик. Он не претендует, как супрематизм Малевича, на поиск каких-то абсолютных смыслов, это не надмерные универсальные формы бытия, а живое человеческое переживание потока жизни через пятна цвета. Проще говоря, его картины — артефакты действительности.

— Вы уже не раз касались музыки. Есть музыка, которая отлично звучит фоном, другая — приковывает к себе внимание. Мне кажется, работы Ланга не могут просто висеть на стенке, они активно врываются в личное пространство.

— По аналогии с музыкой Шнитке? Её нельзя пустить как фоновую — либо вы её слушаете, либо у вас болит голова. Что до живописи Ланга, то с точки зрения присутствия в интерьере я бы не стал торопиться с однозначными выводами. Эффект его живописи совсем не одноразовый — здесь есть что посмотреть. Это и цветовые пятна, и грамотно выстроенная композиция. Не забывайте, что несмотря на кажущуюся наивность эти работы написал художник-профессионал. За его внешним хаосом стоит упорядоченность. Рассматривая картины, можно обнаруживать что-то новое, это целая живописная чаща, в которую можно входить и всякий раз обнаруживать что-то новое.

— Вглядываясь в полотно, зритель традиционно пытается разгадать загадку: что хотел сказать мастер?

— Есть восточное, а значит — мудрое, изречение: когда меньше думаешь, больше понимаешь. Если у вас есть элементарные навыки восприятия, не относитесь к картине, как к ребусу, с простой рациональной мыслью, которую надо расшифровать. Всё гораздо естественнее. Картина как некое явление жизни не поддаётся однозначному толкованию и содержит множество смыслов и чувств, что и делает её искусством.

Владимир БОГДАНОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Для спектакля «Правда — хорошо, а счастье лучше» бутафор «заготовила» сотни наливных яблочек.

И швец, и жнец

Каждый день бутафора не похож на другой, потому что он владеет десятком самых разных профессий

11.12.2024 | Культура

Вдохнуть жизнь в Умку попробует Валерия Горелкина (на фото слева) под руководством режиссёра Натальи Красильниковой (на фото справа).

Тот самый медвежонок

Новгородский театр драмы готовит новогодний детский спектакль «Умка»

11.12.2024 | Культура

Выставка даёт возможность вовлечься в действие рассказа не только эмоционально, но и физически, прикасаясь к предметам того времени.

«Только вёрсты полосаты попадаются одне…»

До весны новгородцы и гости города могут попутешествовать по тракту Москва – Петербург вместе с Пушкиным

04.12.2024 | Культура

По задумке авторов выставочный проект «…изм» имеет своей задачей показать сегодняшний день нереалистического искусства. Перед художниками поставлен вопрос: «Способен ли абстракционизм, активная фаза которого прошла уже в середине XX века, породить новые смыслы или формы?»

«…изм» и другие

Осень Новгородский центр современного искусства проводил пятью новыми выставками

04.12.2024 | Культура

Новые театральные добровольцы проведут с «Малым» три зимних месяца.

Зимняя смена

В новгородском театре «Малый» объявлен очередной набор волонтёров

27.11.2024 | Культура

Спустя 12 лет в Великом Новгороде восстановили постановку про святых Петра и Февронию.

Маленькое чудо

Новгородский композитор Александр Леонов рассказал, как создавал музыку к «Сказанию о Петре и Февронии»

27.11.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 25.12.2024 года

РЕКЛАМА