Детям остро не хватает писателей-специалистов
На прошлой неделе в Великом Новгороде прошел традиционный День чтения. День был посвящен периодике, а главным событием стал юбилей журнала «Мурзилка», издающегося уже 90 лет.
Одним из гостей юбилея стал постоянный автор «Мурзилки», писатель Станислав ВОСТОКОВ. Он рассказал, как надо выбирать книжки для детей и почему выживут библиотеки.
— Станислав, какой совет вы дали бы родителям, выбирающим книги для своих детей? На что стоит им ориентироваться?
— Я думаю, что в детской, как и во взрослой литературе ориентиром могут быть премии. Другое дело, что они мало кому известны. Например, «Большая книга» у всех на слуху, а детские литературные премии живут в среднем года по четыре, о них просто не успевают узнать. Сейчас самой известной является премия «Книгуру», раньше были «Алые паруса» и «Заветная мечта». Кроме того, есть несколько рекомендательных сайтов, на которых можно найти информацию о новых книгах. Например, bibliogid.ru. Его делает Российская государственная детская библиотека. Сотрудники отслеживают все новинки и пишут рецензии. Я лично этому ресурсу доверяю. Как правило, если они хвалят книгу, она оказывается хорошей.
— А что скажете о возрастных ограничениях?
— Я знаю, что даже издатели считают их неудобными, потому что они не всегда точно попадают в аудиторию. К тому же их минус — это большие возрастные интервалы: после метки 6+ идет сразу же 12+, а ведь между ними огромное пространство. То, что читают в 8 лет, не будут читать ни в 6, ни в 10. Поэтому, если родители сомневаются в книжке или слышали о ней совсем немного, лучше спросить совета библиотекарей. К тому же сейчас многие издатели стали выставлять собственные метки. Например, рекомендуют книгу для начальной школы и возраста от 8 до 10 лет.
— Представляясь на страницах одного из журналов, вы сказали, что в России вам довелось пострадать от издателей. Что вы имели в виду?
— Это было шутка. Сейчас даже молодому писателю опубликоваться легче, чем это было 10 лет назад. Особенно, если он книгу хорошую написал, да ещё и премию какую-нибудь получил. А премий очень много. Проблема в другом. Современных детских авторов мало кто знает, потому что тиражи книг слишком малы. 5–6 тысяч экземпляров хороши для Эстонии, а для нас — это капля в море. Если вспомнить советские тиражи, там самый малый составлял 100 тысяч экземпляров. Сегодня такие только у детективщиков. И книжных магазинов у нас также очень мало. Если в Европе в среднем один магазин на 5 тысяч человек, то у нас — один на 50 тысяч. Всё потому, что европейским книжным магазинам предоставляются льготы, а нашим нет.
— Их заменяют кинотеатры и телевизор…
— Увы, сегодня практически нет в прокате и на ТВ хороших мультфильмов по детским книгам. У нас отличная мультипликационная школа, но увидеть, чем она занимается, можно только на фестивалях. На самом деле хороших мультиков выпускается много, но их нет даже на телевидении. В 2005 году была выпущена новая «Каштанка», отличного качества, прекрасно прорисованная, но кто о ней знает? Даже «Каштанка» 1950-х годов выпуска более знаменита. Что уж говорить про современные произведения! Прекрасные мультсериалы «Круглый год» по рассказам Юрия Коваля и «Колыбельные мира» в Москве можно купить только на дисках. А если включить специализированный детский канал, скорее всего, увидишь либо что-то старое советское, либо зарубежное, зачастую не самого лучшего качества. Мне кажется, телевидение этим роет себе яму, ведь вдумчивые родители, чтобы найти что-то хорошее для ребёнка, просто уходят в Интернет. Так и получается, что многие в нашей стране убеждены, что последним детским писателем был Григорий Остер. И это не проблема писателей, это самая настоящая государственная проблема.
— Когда на открытии Дня чтения прозвучал вопрос: подписан ли кто-нибудь на «Мурзилку»? — в ответ поднялось лишь несколько рук. Получается, что на периодику в решении обозначенной вами проблемы полагаться нельзя?
— Такое положение вещей говорит о том, что родители не очень заботятся, что читают дети. Возможно, им кажется, что, как во времена их детства, этим будет заниматься школа. Но это не так. Только они сами могут на что-то повлиять. При этом я наблюдаю и других родителей, за счёт которых в последние годы, по сути, выживают библиотеки. Это родители, которые хотят, чтобы их дети росли в окружении книг, поэтому приносят их в библиотеку, когда они ещё и говорить-то не умеют. Я знаю много родителей, которые с появлением детей даже от телевизора отказались.
— А вы поддерживаете такую позицию?
— У меня нет телевизора.
— Для «взрослых» писателей помимо таланта чрезвычайно важен жизненный опыт. У детских всё так же?
— Да, в детской литературе жизненный опыт ценится не меньше, чем во взрослой. Особенно сегодня, когда ощущается острая нехватка писателей-профессионалов. В 30-х годах прошлого века стало издаваться очень много научно-популярной литературы. Например, пришёл в журнал «Чиж и ёж» шахтер, а ему Маршак даёт задание написать книжку про шахтёров, или они даже вместе пишут. А сегодня у нас есть отличные писатели, которые пишут о своём детстве, но мало тех, кто мог бы рассказать детям о водолазах, зоопарках, аэрофлоте и так далее. Впрочем, они постепенно появляются, и это даёт надежду.
Фото из архива «НВ»