«Мастер и Маргарита» в исполнении актёров Московского независимого театра посетят Великий Новгород
Действие спектакля происходит в Дурдоме имени Ленина. Воланд, ведьмы, коты, гаеры, исторические личности — все это бред, горячка, плод больного воображения пролетарского поэта Ивана Бездомного.
А реальность — лозунговые стихи плохого поэта, которые распевает полуголая Гелла.
Так же, как сюжет, лаконична и сценография. Огромная вывеска «Дурдом имени Ленина», профиль вождя, тень от которого есть сатана, афиши «Впервые в СССР! Профессор Воланд! Сеанс черной магии!» — и на сцене больше ничего нет. Такой аскетизм в оформлении постановщик Валерий Белякович компенсирует световыми эффектами: лазерные лучи высвечивают то профиль Маргариты, то башни Ершалаима и крест с распятым Га-Ноцри, то горящие листы романа Мастера.
Просмотр афиши оставляет довольно приятные чувства. Маститый Ивар Калныньш в роли Понтия Пилата, Маргарита — Ольга Кабо и обойма актеров рангом поменьше наводят на мысль, что если выстрелить — будет сильно. А уж для тех, кто интересуется театральной жизнью, имя режиссера Валерия Беляковича послужит окончательным доводом в пользу решения: «Идем на постановку!». А что еще можно ожидать от создателя Московского театра на Юго-Западе и народного артиста Российской Федерации? Не в титулах сила, но если бы «Мастер и Маргарита» были автомобилем, то создающие эту постановку люди стали бы его гарантией. Бесконечный пробег гарантирован…
Но на финише, по отзывам уже посмотревших спектакль, все оказалось не так красочно, как хотелось бы. В этой постановке, как известно, один актер исполняет несколько ролей. Это сейчас стало модно, современно, да и затраты на создание спектакля уменьшаются. Но, в свою очередь, требует и недюжинных усилий от исполнителей, смены образов, смены жизней на сцене. Возникает главный соблазн: недоиграть, недопереживать, недожить. Механическое или шаблонное воспроизведение роли никоим образом не соответствует процветанию известной актерской системы Станиславского. И нам, обычным зрителям, трудно сопереживать, к примеру, Мастеру, когда он ничем не отличается от Иешуа Га-Ноцри.
Возможно, это хитрый режиссерский ход, который показывает взаимосвязь двух персонажей. Но когда избитого и окровавленного Иешуа Га-Ноцри бросают на пол, то голос его бодр и надменен, как и у Мастера. Актер, играющий Бегемота, остается Бегемотом — в костюме врача Стравинского или в собственной кошачьей шкуре. Из всей компании более-менее выбивается истеричный поэт Бездомный, превращающийся в спокойного и солидного Азазелло. Но, как понимаете, пара актеров не вытянут на своих плечах всю постановку, так как спектакль — в первую очередь командная работа.
Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров, однажды сказал Василий Ключевский. И, по отзывам театралов, о «Мастере и Маргарите» Беляковича иначе и не скажешь. Однако, как говорил Станиславский, не верю! И если вы все же хотите полюбоваться на любимых актеров и увидеть их игру своими глазами, то добро пожаловать в Театр драмы им. Ф.М. Достоевского 10 июня в 19.00.