Учёные гадают, как поднять на сушу обнаруженную на дне Волхова древнерусскую ладью.
Напомним: уникальное древнерусское судно было обнаружено при проведении поисковых работ в месте прохождения новой скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург в Новгородской области.
Судно длиной 21 м лежит на дне Волхова недалеко от деревни Ситно (Новгородский район) на глубине 18 метров, в районе будущего строительства мостового перехода, сообщили в пресс-службе компании «Автодор».
Находку обнаружили специалисты компании «Инженерно-технический центр специальных работ», который исследует полосу отвода будущей дороги. Слой ила, в котором находится судно, позволил древнему транспортному средству хорошо сохраниться. На его борту был найден груз — ряды плотно уложенных кирпичей, пять из которых были извлечены, отправлены на экспертизу в Институт археологии РАН и датированы XI веком.
Сергей ТРОЯНОВСКИЙ, заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника по археологическим исследованиям, назвал возможность изучения древнерусского транспортного судна беспрецедентным случаем.
— На сегодняшний день в стране не обнаружено ни одного древнерусского корабля, не разработана и их классификация, — пояснил историк. — На раскопках мы находили лишь детали судов: обшивку, вёсла. Здесь же оно лежит хорошо сохранившееся, да ещё и с грузом. Это пример многофункциональной ладьи, на которой могли ходить новгородские ушкуйники. Кроме того, груз не менее интересен, чем сам корабль. XV век — время активного строительства храмов, Новгородского кремля.
В общем, если этот уникальный объект удастся поднять со дна реки, историки смогут ответить на многие вопросы. Впрочем, речь о подъёме судна пока не идёт. Это очень сложный процесс, который ввиду резкого перепада температур, состава воды может спровоцировать разрушение судна. Но и строительство моста тоже не перенесёшь: в районе, где лежит судно, в скором времени должны быть установлены опоры будущей переправы. «Работы вызовут вибрацию почвы, — пояснили строители, — а это тоже может привести к разрушению объекта культурного наследия».
На сегодняшний день все работы в радиусе 45 метров от находки прекращены. В течение ближайших трёх-чётырех месяцев специалисты должны принять решение о дальнейшей судьбе судна. Вероятно, как сказал генеральный директор Инженерно-технического центра специальных работ Евгений ПАЛЬ на брифинге, посвященном теме обнаружения судна, корабль с помощью специальной конструкции будет перенесен на другой участок реки на такой же глубине. Вице-губернатор Александр СМИРНОВ дал соответствующие поручения руководителям департаментов и организаций, которые будут заниматься этим вопросом. В частности, «Автодор» займется созданием дорожной карты и разработкой проекта по перемещению судна.
Вот потом можно думать о подъёме и реставрации уникальной находки. Но здесь всё намного сложнее, чем, например, с фронтовым грузовиком, который пару недель назад со дна реки Копка доставили на сушу в Новгородский кремль. Технология реставрации мокрого дерева в Новгородском музее-заповеднике давно и хорошо применяется, но оборудования, необходимого для реставрации находки такого объёма, нет. По примерным подсчётам, его приобретение может обойтись в десятки миллионов рублей. Но эти затраты того стоят, не сомневается Сергей Трояновский.