Виктор ПЕЛЕВИН. «Любовь к трем цукербринам». 2014
«Любовь к трем цукербринам» заставляет вспомнить лучшие образцы творчества Виктора Пелевина. Этой книгой он снова бьет по самым чувствительным, болезненным точкам представителя эры потребления.
Каждый год, оставаясь в тени, придерживаясь затворнического образа жизни, автор, будто из бункера, оглушает читателей новой неожиданной трактовкой бытия…
Это не я. Это из аннотации к 12-й книжке Виктора Пелевина. Объем — 450 страниц. Цена — около 550 рублей (в зависимости от магазина). Серия — «Единственный и неповторимый. Виктор Пелевин». Название серии можно простить издательству «Эксмо», которое слишком богато, издавая Гималаи макулатуры, чтобы обращать внимание на читателей.
В PR автора столько вворочено, что уже невозможно понять, где стёб, а где — по чесноку. Это же относится и к текстам, которые любят называть парадоксальными, кидая узкую досочку к обязательно всплывающему «гений — парадоксов друг». Если так много суеты перед выходом каждой книги и еще больше — после него, значит, идет зомбаж. Ты читаешь и не понимаешь: автор дуркует или ты не въезжаешь. И приходится делать вид, что понимаешь и разделяешь.
Ох как не люблю я дутые величины! Особенно сильно, когда не сразу разгляжу.
…Стилистика Пелевина недостоверна. Ну не может так изъясняться человек: «Отчетливейшие свидетельства невыносимой истины мы объясняем простыми совпадениями, случайностью, технической необходимостью»! Читать дальше уже не хочется…
…Мне представляется довольно странным поведение, когда несколько человек, так не любящих творчество Пелевина, как вы, первыми бросаются читать его новый роман и строчить комментарии.
Если вы его не любите, то зачем читаете? Вы же не на работе...
…Пелевин это юморной Достоевский нашего времени…
Это, как вы понимаете, интернет-посты. Веры им нет, потому что неизвестно, кто шурует: искренние люди или нанятые тролли?
Тогда давайте к оригиналу. Откроем страницу наугад и зачерпнем ложкой — как сметану из банки. О! Сразу течёт:
…Средний российский хипстер — это бесхозный блютусно-вайфайный голем с очень ограниченным умственным ресурсом. Многие его ненавидят, в то время как стоило бы пожалеть: чаще всего это сборщик хлопка, из последних сил делающий вид, что он анфан террибль золотого миллиарда… Голем устроен так, что не понимает тождественности Тупака Шакура и Михаила Круга. Поэтому источник энергии русского хипстера — непримиримый конфликт между «hip» и «гоп», в которых он не может распознать полюса одной и той же вставленной в него батарейки. У русского полюса этой батарейки знак «минус». Но глупо обвинять в этом голема. Виноваты национальные маги, до сих пор делающие вид (и иногда даже сами верящие), что умеют чертить волшебные знаки у големов на лбу. На самом деле все заклинания за них пишет ветер…
Виктор Олегович устал стоять на месте, описывая то, что видит вокруг себя. Сперва — справа, потом — сверху, потом — прикрыв глаза и вспоминая. Но всё это одно и то же. А мы любим и не любим его за то, что он дает нам шанс угадывать, что имеет в виду. Ноги затекли, спина одеревенела, и чешется натертая липким воротником сорочки шея. Покупал Fabio Inghirami, а продали всё равно КНР.
…Виртуальная реальность, беззастенчиво эксплуатируемая Пелевиным в последних книгах, стала частью нашей жизни. А пространные разговоры о теории заговора и таинственном управлении нацией извне давно набили оскомину. И так как автор не смог предложить ничего нового, результат говорит сам за себя…
Как мы помним, большинство пелевинских книг строятся на заигрывании с публикой. Автор, претендуя на роль гуру, как бы невзначай намекает читателям на то, что каждый нормальный человек (как и реальность, в которой он существует) нынче находится под присмотром зоркого ока таинственных сил, порой тождественных спецслужбам (вампирам, богам, пустоте и т.п.), а иногда и вовсе их превосходящих. И все бы ничего, не будь современное информационное пространство забито подобными банальностями. И не муссируй автор эту «сверхновую идею» из романа в роман.
Ну, вот рецензия и подошла к концу. Скажу несколько слов о сюжете, который в книгах Пелевина всегда вторичен, но без нескольких слов рецензия недописана. Рассказчик получает в наследство от дядюшки собрание книг по эзотерике, осваивает медитацию, отчего у него появляется третий глаз. Стало быть, полку ясновидящих прибыло! И Киклоп (его зовут так, а не Циклоп, как следовало бы без выпендрежа) становится «техническим спасателем мира». Это не так уж и сложно, поскольку мир в его представлении устроен по правилам игры Аngry Birds.
Дальше читайте сами и разбирайтесь. О том, что игра крутая, лично мне говорил внук и предлагал скачать на мой планшет, если я куплю планшет.