Вторник, 06 августа 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

И это всё окоём*

На областном фестивале фотохудожников было слишком красиво

Чтобы собрать в нескольких залах центра работы фотографов из Новгородской области, пришлось, конечно, изрядно попотеть.

И команда Пухачёва потела — на выставке представлено около пятидесяти авторов из Великого Новгорода, Боровичей и Старой Руссы с почти двумя сотнями фотографий. Отобрать, оформить и вывесить такую массу — настоящий героизм. Впрочем, оценить её — героизм не меньший.

Присудим как присудим
Обойдёмся без интриги — искать общую концепцию «Окоёма» или, наоборот, подразделять работы на жанры, стили, времена года, способы подачи информации — идея абсолютно бесполезная. Куда лучше просто погрузиться и плыть по течению, начнёшь барахтаться — утонешь в количестве, не всегда дотягивающем до качества. Перед одним автором и на десять минут зависнуть в размышлениях — не грех, другому мимо скользящего взгляда — много.

Единственное, что может стать скрепляющими узами проекта, — заявленное ПМЖ фотографов. Сказано — территория Новгородской области, значит, так и есть. Но кто мешает нам путешествовать, вместе с фотоаппаратом, разумеется? Поэтому на пейзажных фотографиях не только морозные Боровичи и пестрящие травой и расшитыми одёжами Витославлицы, но и горы, моря, неведомые чащи. И это радует, как минимум познавательно.

— Мы чувствуем необходимость существования такого фестиваля. Потому что и до сих пор у нас фотографам в комплексе показаться негде, — признался на открытии Сергей Борисович. — Хотя, затевая всё это, мы не очень понимаем, по каким критериям вручать призы победителям при подведении итогов. Будет приз зрительских предпочтений, именно предпочтений, а не симпатий. Отдадим его 17 января по количеству голосов за ту или иную работу — на подведении итогов фестиваля. Кому и как присудим два других — пока загадка...

Впрочем, призы и награды — вещи хоть и приятные, но прикладные, к искусству имеющие отношение самое поверхностное. О высоком и вечном же говорить куда интереснее.

Вот и зритель выставки начал задумываться о вечном: искусство или нет фотография? На лицах присутствующих, с вниманием рассматривающих работы коллег, а украдкой и куда сосредоточеннее свои собственные, читалось, что да, разумеется, искусство. Но почему?

Про красоту
Тут уже сложнее... Пока на ум приходят банальности вроде «потому что образно, потому что переосмысляет действительность, потому что нравится миллионам», в конце концов Сергей Пухачёв в очередной раз спасает: потому что может лгать! Далее искусствовед ловко пробросил тонкий мостик от лжи к красивости и красоте подлинной, отметив, что мастер всегда стремится ко второму, пока любитель делает круги около первого.

Провести грань между красотой и «красивеньким» зрителю предложено самостоятельно— Почему иначе портрет как жанр фотографии стал популярным только после изобретения ретуши негатива? Да потому, что некоторые фотографы по сей день думают, что их главная задача запечатлеть прекрасное, — подлил масла в огонь Пухачёв. — Впрочем, сегодня разнообразия в фотографии всё же больше. А главное, зритель начинает понимать, что красота куда объёмнее красивости.

От возложенной на него задачи зритель зримо воспрял и явно себя зауважал. Но не в традиции ЦСИ слишком увлекаться речами, так что вскоре все гости были отпущены в путешествие по нескольким залам, чтобы вкушать, оценивать, фотографироваться на фоне фотографий или дорастать до уровня мастеров, выставивших свои работы в общем ряду.

Всеми перечисленными возможностями многочисленные посетители «Окоёма», надо сказать, воспользовались.

А особенно активно, конечно, отреагировали на возможность присудить особенно понравившейся фотографии приз зрительских предпочтений. Правда, как заметил мэтр новгородской фотографии Александр Орлов, на его памяти не было случая, чтоб приз этот взяла действительно самая достойная работа. Но тут уж дело не только вкуса...

Окоёмщики о себе и о фестивале:

И это всё окоём*Марк НАЗАРОВ, портрет:
— Конечно, такие выставки необходимы и авторам, и зрителю, у которого формируется отношение к фотографии как к искусству. Сегодняшний «Окоем» мне представляется не гармоничным полотном с четким пониманием стиля и направления, а лоскутным одеялом. «Я надену все лучшее сразу», — тут проявляется в полной мере. С одной стороны, я понимаю организаторов, желающих показать новгородское фотосообщество в полной мере, с другой, подобная мешанина затрудняет правильное восприятие фотографии, сбивает волну. «Окоем», надеюсь, в дальнейшем получит большую популярность и, расширив «географию» авторов, пойдет по пути тщательного подбора фотоматериала, тесного сотрудничества с фотокураторами. К тому же сейчас выставочное пространство не может ограничиваться только экспозиционной деятельностью. Ведь по «хорошей» нашей провинциальной традиции, основной поток интересующихся приходится на день открытия. Остальное время посетителей раз-два и обчелся. А какое может быть «восприятие прекрасного» в толчее и всуе? Период действия выставки необходимо наполнить творческими встречами, семинарами, мастер-классами. Фотографическими, разумеется. Вот тогда и возможность вернуться будет и получить еще массу эмоций, для кого-то и знаний. Как показывает практика, этого очень не хватает нашим и любителям, и профессионалам.

И это всё окоём*Татьяна ОЛЕНЦЕВИЧ, сюрреалистический натюрморт:
— Повод для творческого вдохновения? Таким нужно родиться. Стиль же — дело очень относительное, мне интересно абсолютно всё. А получается то, что получается. Я снимаю дома обычным фотоаппаратом, выигранным в одном из фотоконкурсов. Ничего другого у меня нет. Дома мы двигаем мебель, сушим листья, развешиваем ткани. Цель моих сюрреалистических натюрмортов — из обычных предметов сделать нестандартный сюжет.

Фотошопом вообще не пользуюсь. Если занимаешься фотографией — значит, она должна быть живая.

И это всё окоём*Александр ОРЛОВ, репортаж:
— Только когда человек начинает снимать, он понимает, если понимает, что фотография — это безумно сложная штука. Радует, что на нынешнем «Окоёме» авторов стало больше, конкуренция — выше. Люди поняли, что нужно хорошо печатать и оформлять, ну и снимать, конечно, тоже. Половина выставки производит очень неплохое впечатление, вторая — слабая любительщина. Есть несколько работ на нормальном мировом уровне. Ещё выставку назад таких было меньше.

И это всё окоём*Роман ДАНИЛОВ, ню:
— Про обнаженную натуру можно говорить долго. Многие вспоминают о том, что этот жанр живет веками в искусстве. Я не стану лукавить, мне интересно само обнаженное тело, особенно если оно женское и особенно если с его хозяйкой приятно поговорить. Для меня съемка обнаженной натуры — это своего рода сублимация собственной сексуальной энергии. Я открываюсь перед моделью творчески и духовно, а она передо мной духовно и физически. Вдохновляюсь я изредка идеей, но скорее, самим объектом съемки, идеализирую его и даже, если хотите, влюбляюсь. Именно поэтому мне так важен эмоциональный контакт с моделью и открытое общение, и также, наверное, поэтому я почти не снимаю людей за деньги. Фотографирую реже, чем мог бы, не из-за нехватки моделей, а из-за собственной лени.

______________
*Окоём — всё то, что может окинуть глаз до горизонта

Фото Владимира БОГДАНОВА 
и Романа ДАНИЛОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

То, что груша многогранна, как и творец, её создавший, Николай Локотьков доказал новыми работами.

Творец и груша

В новгородской «Десятинке» открылась самая оригинальная выставка старорусского художника Николая Локотькова.

17.07.2024 | Культура

В подготовке фолк-рок мюзикла «Садко» приняли участие более 70 новгородцев.

Преемники «Садко»

К следующему творческому сезону новгородский уличный театр подготовит новую команду

17.07.2024 | Культура

Одна из самых узнаваемых визитных карточек Боровичей – мост Белелюбского.

45 прекрасных лет

Боровичский клуб любителей и знатоков искусства выпустил песенник о райцентре

10.07.2024 | Культура

Иконописный язык начал формироваться 1000 лет назад и по сей день продолжает развиваться.

Разговор о Боге

В арт-пространстве «Бульвар» зрители могут увидеть выставку народных икон от двух мастеров-иконописцев

10.07.2024 | Культура

В спектакле «Русалочка» наши герои сыграли влюблённую пару.

Встретимся в Новгороде

Историю своей семьи и своей карьеры молодые актёры театра драмы начали писать одновременно

10.07.2024 | Культура

Великий Новгород впервые стал центром театральных приключений из культового романа Ильфа и Петрова.

Эффектный финал

Закрытие юбилейного сезона театр драмы имени Достоевского отмечает гастролями и спектаклем-блокбастером

26.06.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 31.07.2024 года

РЕКЛАМА