Понедельник, 05 августа 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Кадры решают всё

В Новгороде прошли съёмки московских сцен «Войны и мира»

Свиданье было мимолетным. День, второй, и кино уехало.

Речь о съемочной группе Би-би-си, которая на минувшей неделе побывала в Великом Новгороде для съемок нескольких сцен шестисерийного фильма «Война и мир» по роману Льва Толстого. У нас снимали Москву и Воронеж. У нас больше похоже...

Крутые перцы

Местом для работы киношников стали кремль, Ярославово Дворище, Знаменское подворье и музей деревянного зодчества «Витославлицы». Ни в Воронеже, ни в Москве англичане не нашли подходящей натуры. У нас, конечно, тоже столичных усадеб и особняков не пруд пруди, но это и не нужно. Важны детали — фрагменты старинных стен, мостовых, резных дверей, дворов, закоулков, арок...

Новгород готовился к съемкам с начала июня, когда в гостинице Park Inn прошел кастинг актёров массовых сцен, которым кого только не пришлось играть — и горожан, и французских солдат, и крестьян. Особый спрос был на бородачей — на роли мужиков.

А за несколько дней до приезда съемочной группы специалисты компании «Глобус-фильм», организующей съемки в России, принялись маскировать провода, дорожные знаки, указатели, вывески, машины, которые не должны были попасть в кадр.

— Далеко не всегда получается воспользоваться методом компьютерной графики, — заметила Наталья СМИРНОВА, директор «Глобус-фильма». — Учитывая, что нам нужно было снимать на территории объектов, которые охраняются ЮНЕСКО, команда работала очень аккуратно. Ни к чему не крепимся, не вбиваем гвоздей. Вели, ведем и будем вести себя как культурные люди. И в этом смысле нет никаких противоречий с
Би-би-си, компанией, которая заботится о своей репутации. А кроме того, перед нами стояли не такие уж сложные задачи — не нужно было строить большие декорации с нуля. Мы старались вписаться в имеющуюся натуру, и требовалось совсем немного для того, чтобы создать Москву и Воронеж XIX века.

Штаб съёмочной группы располагался на Никольской, сразу за аркадой Ярославова Дворища. Там нам беспрепятственно удалось проникнуть только в шатры, под которыми для участников творческого процесса оборудовали столовую. Здесь было почти пусто — большая часть трудилась на площадке. Но приличный запас фаршированных чем-то вкусным перцев на одном из блюд подсказал, что откушать тут можно было в любой момент. По словам шеф-повара Людмилы ТРУТИЧЕНКО, в меню предусмотрены и вегетарианские блюда: кто-то в съемочной группе не употреблял мяса.

Посторонним вход разрешён

Неподалёку от шатров рядком стояли трейлеры для актёров, режиссера Тома Харпера, продюсера Джулии Стеннард, автобусы, набитые под завязку костюмами для массовки, и грузовики с киноаппаратурой. Вот туда нас не пустили — только с разрешения руководителей группы, а такового не имелось. Журналистам на съёмочную площадку был вход заказан. В сторонке где-нибудь — пожалуйста, наблюдайте.

Наблюдали и мы. Вот все говорят: «Съёмки, кино...». Первые пять минут любопытно. Но очень скоро процесс теряет притягательность. Члены съемочной группы с рациями на боку суетятся, бегают туда-сюда, переговариваются, таскают какие-то детали и узлы аппаратуры, возят в разные стороны камеру или просто стоят-сидят. Статисты в перерывах между съемкой подолгу парятся в исторических костюмах на солнцепёке, курят или рассматривают мобильники. Затем кого-то выдергивают, они проходят несколько шагов... Выясняется, что это и была съемка...

В первый съемочный день создатели картины работали на Знаменском подворье. Снимали сцены появления наполеоновских солдат в Москве, напуганных горожан, а затем там же — как французы, пыльные и грязные, покидали столицу.

С исполнителями главных ролей — Лили Джеймс, которой досталось играть Наташу Ростову, Полом Дано (он же — Пьер
Безухов), Джеймсом Нортоном (Андрей Болконский) поговорить оказалось невозможно, как мы ни высматривали их на съёмочной площадке. Да и распознать их в массовке было затруднительно: не такие уж они и звезды. У Джеймс наиболее заметные работы в фильмах «Аббатство Даунтон» и «Золушка». У Дано — «12 лет рабства».

Кому в звездности точно не откажешь, так это Джиллиан Андерсон, российскому зрителю хорошо известной по сериалу «Икс-файлс». В «Войне и мире» она играет светскую львицу Анну Павловну Шерер. Но в Новгород не приехала.

А Нортона всё-таки удалось поймать в кадр. Если судить по снимкам, в Новгороде снимали эпизод, в котором аристократ с серьёзным выражением лица куда-то скакал на лошади. Тем, кто считает эталоном исполнения роли князя Болконского Вячеслава Тихонова (у Сергея Бондарчука), скорее всего, трудно будет смириться с выбором режиссера английской ленты. Нортон, конечно, хорош, но уж слишком юн: по паспорту ему тридцать, но выглядит значительно моложе. Вот Николая Ростова ему бы — в самый раз.

Ход конями23kino

Неподалёку от «Витославлиц» снимали проезд кареты, запряженной четвёркой лошадей. Внутри старинного транспортного средства ехали князь Василий Курагин и Безухов, роли которых исполняли новгородские дублеры. Они всё делали как надо. А вот с конями, которых, как и кареты, доставили из Северной столицы, пришлось повозиться. Хотя, как рассказал второй режиссер Андрей МАЙОВЕР, лошади были непростые, подготовленные — способные скакать в четверке. Однако на дороге, где снимали этот эпизод, четверке было не развернуться. Перед поворотом приходилось выпрягать первую двойку, разворачивать, потом снова впрягать, ехать, выпрягать, разворачивать, впрягать — и так несколько раз. Увлекательное занятие.

К слову, сцену снимали камерой, установленной на квадрокоптере, с большой высоты. Неслучайно. Как поделилась Джулия Стеннард, в этом эпизоде британцы намерены показать всему миру, какая бескрайняя, бесконечная страна — Россия.

— В первый день я был французском солдатом, — рассказал Павел РУДАКОВ, исполнитель роли князя Курагина. — Потом знатным горожанином. Когда на второй день утром пришел, сначала крестьянином одели, а потом прибежал координатор съемок, заявил, что я — дублер, и меня все ждут. В общем, нормальная киношная неразбериха.

И выглядел Курагин вполне по-киношному: сюртук, рубашка, элегантный галстук — сверху, джинсы и кроссовки — снизу. «А мы ведь в карете едем, видно только верхнюю часть». Однако Алексей Бажунов, дублер Пола Дано, экипирован был полностью: от очочков до ботинок. Говорит, что в массовку попал практически случайно.

— Позвонил друг, сказал, что я иду на кастинг. Будешь, мол, заниматься 1812 годом. «Война и мир», — простодушно улыбаясь, сообщил Алексей, крепко вошедший в образ Пьера. — А потом позвонили и вызвали на съемки. Вообще-то у Пола Дано уже был дублер для второстепенных сцен, где не требовались крупные планы. Но он, кажется, не вышел на связь. И я пригодился.

23filmМобильник в сюртуке

Во второй день съемочная группа переместилась в кремль, где напротив Софийского собора загодя подготовили декорации оставленной Наполеоном Москвы — старый дворик, остатки сгоревшего дома.

— Мы — зажиточные горожане, — с достоинством помахивая тростью, представился Евгений ЩЕРБАКОВ, актер Новгородского театра драмы. — Ходим, создаем фон...

На вопрос, каково это — на послеобеденной жаре в сюртуке, цилиндре и парике, ответ был: «Ужасно!»

— Я здесь с утра, а до сих пор еще не снимался — ждем. Костюм жаркий до безобразия. Жилет, рубашка, сюртук — всё в полном ажуре. Британцы чтут историческую достоверность. Из современного — только мобильник во внутреннем кармане. На бесшумном режиме. Вчера были французскими солдатами. Маршировали. В полном обмундировании, с ружьем, саблей, в кивере. Три часа съемок, 24 дубля... Чуть не умерли.

В фильм попадет, наверное, секунды две. Если попадет. А вообще Би-би-си работает как часы. Всё быстро, четко, ясно. Пока снимается одна сцена, для другой уже все готово, люди на местах. За этим опытом я и пошел на съемки.

* * *

Какими получатся Новгород и новгородцы в фильме Тома Харпера, наверняка увидим в следующем году. Би-би-си уже завершает работу над лентой. В январе фильм выйдет на британском телевидении. Но Би-би-си готовится к продаже картины одному из российских каналов.

Фото владимира МАЛЫГИНА

 

РЕКЛАМА

Еще статьи

То, что груша многогранна, как и творец, её создавший, Николай Локотьков доказал новыми работами.

Творец и груша

В новгородской «Десятинке» открылась самая оригинальная выставка старорусского художника Николая Локотькова.

17.07.2024 | Культура

В подготовке фолк-рок мюзикла «Садко» приняли участие более 70 новгородцев.

Преемники «Садко»

К следующему творческому сезону новгородский уличный театр подготовит новую команду

17.07.2024 | Культура

Одна из самых узнаваемых визитных карточек Боровичей – мост Белелюбского.

45 прекрасных лет

Боровичский клуб любителей и знатоков искусства выпустил песенник о райцентре

10.07.2024 | Культура

Иконописный язык начал формироваться 1000 лет назад и по сей день продолжает развиваться.

Разговор о Боге

В арт-пространстве «Бульвар» зрители могут увидеть выставку народных икон от двух мастеров-иконописцев

10.07.2024 | Культура

В спектакле «Русалочка» наши герои сыграли влюблённую пару.

Встретимся в Новгороде

Историю своей семьи и своей карьеры молодые актёры театра драмы начали писать одновременно

10.07.2024 | Культура

Великий Новгород впервые стал центром театральных приключений из культового романа Ильфа и Петрова.

Эффектный финал

Закрытие юбилейного сезона театр драмы имени Достоевского отмечает гастролями и спектаклем-блокбастером

26.06.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 31.07.2024 года

РЕКЛАМА