Воскресенье, 04 августа 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Культурное бессознательное

О том, как формируются национальные идеи

Пожалуй, доклад психоаналитика, члена Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии Алексея БЕЗДЕНЕЖНЫХ, с которым он должен был выступить на международной конференции «Новгородика», обещал стать одним из самых интригующих.

По крайней мере, название «Культура Великого Новгорода как информационный ресурс развития в психоаналитической интерпретации» настраивало именно на подобное толкование. Но, посчитав, что аудитория не поддержит идеи его доклада, автор не решился на публичное выступление. Впрочем, рассказать об объекте своего изучения Алексей Александрович согласился без лишних уговоров.

— Новгородский историк Владимир Конецкий по результатам археологических раскопок доказал, что Новгород появился в результате слияния двух славянских племён, сумевших договориться друг с другом. И этот договор стал основой для их выживания. Опыт, полученный здесь, потом стал транслироваться дальше, — рассуждает Безденежных. — Заметнее всего объединяющую идею можно определить через такой сакральный ритуал, как погребение. Поскольку именно он формировал представление человека о себе в мире. Ритуал оказывался способом настроить людей на одну душевную волну. Как говорил философ: перед лицом смерти яснее перспективы жизни.

— И с точки зрения психоанализа какая идея смогла объединить наших предков?

25shumgora

— В символике нашей национальной культуры есть такие словосочетания, как «земля родная», «земля-кормилица». Славяне, когда хоронили своего лидера, насыпали большую сопку. И она символически обозначает материнскую грудь. А по Фрейду появление человеческого «Я» происходит в момент, когда ребёнок криком призывает материнскую грудь.

— Тогда как на основе такого бессознательного чувства сложилась наша национальная культура?

— Самое главное условие выживания любой нации и культуры является безопасность. Если человек хочет выжить, он должен свои индивидуальные переживания отложить в сторону, чтобы сообща противостоять опасностям. И культура здесь становится врагом человека, поскольку требует отодвинуть свои индивидуальные желания, принять общую идею и, согласно ей, начать противостоять всему миру, который хочет тебя уничтожить. Первичным опорным объектом, от которого идут все психические представления человека о себе и мире, служит материнская грудь. От обладания ею идет и глубинная мотивация. Сопочный ритуал погребения лидера прослеживается от берегов Дании до здешних мест. Но принадлежит он славянам. У них сформировалось отношение к земле как символу чего-то материнского. Это было необходимо, чтобы почувствовать себя коренным населением. И древние жрицы, волхвы искусно организовывали людей в единое, самодостаточное сообщество. К слову, в ритуале никто не способен устоять. Потому что разум в этот момент не работает. Доказано, что 60% информации сейчас считывается людьми бессознательно. Более того, что было найдено в виде ритуалов, потом превращается в миф.

— Какой, с вашей точки зрения, самый показательный?

— Князю Владимиру приписывают, например, миф о том, что именно он хотел собрать всех богов в пантеон, но потом понял, что надо поклоняться одному. Это своеобразная интерпретация найденного когда-то у ильменских словен принципа объединения. Впоследствии он стал доминировать уже на большой территории. И в итоге его посыл довёл до Тихого океана. Показательно, что Россия присоединяла к себе народы, не уничтожая их. В то время как европейская колонизация шла через насаждение своего языка.

— Вредные мифы есть?

— Миф о Рюрике работает не только против Великого Новгорода, но и российской ментальности вообще, нашей национальной самодостаточности. Норманская версия о призвании варягов на правление педалируется до сих пор. Это выражается в том числе через такое понятие, как «инвестиционная привлекательность». Данная мифологема о культурном начале извне выражается у нашего народа к себе в следующем представлении: «вот приедет барин — барин нас рассудит», а иначе: так и быть, проживём как-нибудь.

— А как быть тогда с Рюриковым городищем?

— Я предполагаю, что это место являлось центром духовной культуры, местом, где находился верховный волхв. Это отчасти объясняет, почему в Приильменье мало сопок. Потому что здесь был главный храм, в котором проводились ритуалы по поддержанию общности славян.

Фото с сайта regionavtika.ru


РЕКЛАМА

Еще статьи

То, что груша многогранна, как и творец, её создавший, Николай Локотьков доказал новыми работами.

Творец и груша

В новгородской «Десятинке» открылась самая оригинальная выставка старорусского художника Николая Локотькова.

17.07.2024 | Культура

В подготовке фолк-рок мюзикла «Садко» приняли участие более 70 новгородцев.

Преемники «Садко»

К следующему творческому сезону новгородский уличный театр подготовит новую команду

17.07.2024 | Культура

Одна из самых узнаваемых визитных карточек Боровичей – мост Белелюбского.

45 прекрасных лет

Боровичский клуб любителей и знатоков искусства выпустил песенник о райцентре

10.07.2024 | Культура

Иконописный язык начал формироваться 1000 лет назад и по сей день продолжает развиваться.

Разговор о Боге

В арт-пространстве «Бульвар» зрители могут увидеть выставку народных икон от двух мастеров-иконописцев

10.07.2024 | Культура

В спектакле «Русалочка» наши герои сыграли влюблённую пару.

Встретимся в Новгороде

Историю своей семьи и своей карьеры молодые актёры театра драмы начали писать одновременно

10.07.2024 | Культура

Великий Новгород впервые стал центром театральных приключений из культового романа Ильфа и Петрова.

Эффектный финал

Закрытие юбилейного сезона театр драмы имени Достоевского отмечает гастролями и спектаклем-блокбастером

26.06.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 31.07.2024 года

РЕКЛАМА