В Государственном музее художественной культуры Новгородской земли открывается выставка молодых дизайнеров
Пожалуй, первое, что стоит сказать о новой выставке, так это то, что она не укладывается в традиционный формат экспонирования. Как правило, автор хочет познакомить зрителей со своими самыми лучшими работами, публика же — посмотреть на них, вдохновиться и, может быть, даже подумать об их приобретении. Ничего подобного не подразумевается на выставке «Маска мастера».
Там представлены ученические картины 13 студентов кафедры «Дизайн» НовГУ. Написаны они за последние три месяца на занятиях по изучению композиционных и колористических приёмов уже состоявшихся мастеров. Главное на выставке — показать не полотна, а процесс творчества в живописи. Его словно визуализируют, делают наглядным.
Как пояснила преподаватель кафедры Дарья СОКОЛОВА, наиболее значимым для художника, работающего в дизайне, становятся цвет, линия, мазок, пятно, конструкция. Такую своеобразную выжимку и стараются получить её студенты из художественных произведений новгородских мастеров, тех, чьи коллекции хранятся в фондах музея художественной культуры. А это собрания Григория Штендера, Анатолия Завьялова, Георгия Горевого, Владимира Рябова и других.
— Музей открывает для студентов новое культурное пространство в городе. И надеюсь, что новгородцы их поддержат, — говорит Дарья Соколова. — Понятие дизайна до сих пор в нашем обществе является неустоявшимся. Между тем у него есть свой профессиональный язык, способы работы с цветом и формой. Работы молодых дизайнеров демонстрируют, как происходит трансформация искусства изобразительного в аналитическое.
В случае, если зрителю будет сложно обнаружить данное преобразование, предусмотрены разъясняющие стенды путеводителя. Экспозиция задумывалась не для развлечения, а для начала серьёзного разговора посетителей с её авторами. Одни — любители, другие — уже на пути к мастерству и профессионализму. Тема для беседы должна обязательно найтись. По словам куратора выставки, члена Новгородского отделения «Союза художников» Владислава БУЛГАНИНА, как и любой другой труд, труд художника предполагает системность и рутинность. Его-то без прикрас и можно обнаружить в работах начинающих дизайнеров:
— Многие считают, как художник захотел, так и нарисовал. Но он следует определённым закономерностям. Выставка даёт возможность познакомиться с ними. В ней заложен образовательно-просветительский смысл. Кроме того, не исключено, что у людей после неё появится больше уважения к художникам.
В общем-то, в своих экспериментах начинающие дизайнеры доходят до чистого абстракционизма. Однако бояться его не стоит. Как заметила Дарья Соколова, лучше всего, т.е непредвзято, его воспринимают дети, которые в отличие от взрослых ещё не обременены зашоренностью.
Кстати, в пользу абстрактного искусства у педагога есть ещё один веский аргумент: можно много иронизировать по поводу «Чёрного квадрата» Малевича, но не он ли сейчас в виде плазменных телевизоров украшает наши комнаты. А ведь первоначально он был лишь чистой идеей, выражением предельного лаконизма цвета и формы.
Фото Владимира МАЛЫГИНА