Воскресенье, 04 августа 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Узкая колея истории

Вагончик тронется... Музей останется?

Музей узкоколейки под открытым небом, что в посёлке Тёсово-Нетыльском, пожалуй, в первую очередь будет интересен тем, кто увлечён историей развития советской индустрии. Основателей музея страсть захватила ещё в детстве, когда они учились в Санкт-Петербургской школе дополнительного образования «Детская железнодорожная дорога». А в посёлке проходили практику. Тёсовская УЖД, построенная для вывоза торфа с разработок, была одной из самых длинных в России.

Школяры повзрослели, а привязанность осталась. В настоящее время в музее демонстрируется около двух десятков исправных экспонатов, применявшихся в добыче торфа. На некоторых из них экскурсантов довозят до торфяных полей — на дрезине или тепловозе. В зависимости от погоды. Добычей торфа худо-бедно, но пока занимается ОАО «Торфопредприятие «Тёсово-1».

В конце прошлого года коллекция музея пополнилась двумя вагонами, произведёнными в ГДР. Это вагон-холодильник «Баутцен» и грузопассажирский вагон «Аммендорф» времён послевоенной Германии. Директор музея Алексей ПОМИГУЕВ рассказал, что эта техника считается уникальной. Подобных экземпляров в России сохранилось совсем немного. Впрочем, те, что оказались в тёсово-нетыльском музее, предстоит ещё восстановить.

— Вагон-холодильник, который ещё называют «изотермический ледник», предназначался для перевозки скоропортящихся грузов. Его внутреннее убранство сохранено в оригинальном виде. В леднике были предусмотрены специальные камеры, в которые засыпался лёд, — поделился Алексей Помигуев. — Вагон находился в Приозерске Ленинградской области. «Ледник» полвека служил в качестве сарая для станционной столовой. Нам он был подарен её владельцем. Скорее всего, данный тип вагонов в Новгородской области не использовался. На Северо-Западе активно его применяли в Вологодской, Ленинградской областях.

А крохотный вагончик завода «Аммендорф» был обнаружен недалеко от разобранной узкоколейки Нелидовского деревообрабатывающего комбината, расположенного в Тверской области. Там он заменял бытовку. Кто-то из знакомых Алексея вовремя распознал в нём железнодорожную ценность.

Подобные узкоколейные вагоны из Германии в Советский Союз направляли в счёт репараций. Прежде всего — для работников лесной промышленности. Страна после войны в огромном количестве потребляла лес. Пошли лесоразработки, вслед за ними появились узкоколейки.

Вагончики от Аммендорфа строились исходя из концепции двойного применения. В них было удобно перевозить грузы. Но также была возможность обеспечить хотя бы минимальный уют для людей. Например, для ночлега имелись двухэтажные скамейки, для отопления — печка-буржуйка. Таким образом, имея один вагон, можно было осуществлять разные перевозки, экономя на подвижном составе. Некоторые исследователи утверждают, что для нужд лесной промышленности немецким заводом было построено более 2 000 таких вагонов. К слову, о качестве отчасти может свидетельствовать его деревянная обшивка. Доскам уже более 60 лет, а очагов гниения, надо признать, не так уж и много.

В музее планируют, что к показу новые экспонаты будут готовы 3 апреля. На этот день намечен традиционный военно-исторический фестиваль «Забытый подвиг — Вторая ударная». Реконструкция боев проходит на заброшенной железнодорожной станции.

Между тем нельзя сказать, что в судьбе музея всё складывается удачно. Музей сильно зависит от торфопредприятия. А оно, по словам Алексея Помигуева, — на грани закрытия. Прекратятся торфоразработки, и нечего будет показывать экскурсантам. Мало кто захочет смотреть на мёртво стоящие машины.

— У предприятия есть потенциал, но на развитие требуются средства. Инвестора, готового в него вложиться, пока не найти, сообщил он.

И всё же. Так и вертелось на языке спросить: зачем вообще нужен такой музей? Зачем собирать и ремонтировать технику, срок эксплуатации которой истёк десятки лет назад? Вертелось и соскочило.

Алексей ответил, что это их способ борьбы с запустением в посёлке. Сохранение памяти об узкоколейках — это своеобразная дань уважения. Не стоит забывать, что во многом благодаря им обеспечивалось когда-то экономическое благополучие нашего государства.

Новгородский район

Фото с сайта vk.com/tesovo1

РЕКЛАМА

Еще статьи

То, что груша многогранна, как и творец, её создавший, Николай Локотьков доказал новыми работами.

Творец и груша

В новгородской «Десятинке» открылась самая оригинальная выставка старорусского художника Николая Локотькова.

17.07.2024 | Культура

В подготовке фолк-рок мюзикла «Садко» приняли участие более 70 новгородцев.

Преемники «Садко»

К следующему творческому сезону новгородский уличный театр подготовит новую команду

17.07.2024 | Культура

Одна из самых узнаваемых визитных карточек Боровичей – мост Белелюбского.

45 прекрасных лет

Боровичский клуб любителей и знатоков искусства выпустил песенник о райцентре

10.07.2024 | Культура

Иконописный язык начал формироваться 1000 лет назад и по сей день продолжает развиваться.

Разговор о Боге

В арт-пространстве «Бульвар» зрители могут увидеть выставку народных икон от двух мастеров-иконописцев

10.07.2024 | Культура

В спектакле «Русалочка» наши герои сыграли влюблённую пару.

Встретимся в Новгороде

Историю своей семьи и своей карьеры молодые актёры театра драмы начали писать одновременно

10.07.2024 | Культура

Великий Новгород впервые стал центром театральных приключений из культового романа Ильфа и Петрова.

Эффектный финал

Закрытие юбилейного сезона театр драмы имени Достоевского отмечает гастролями и спектаклем-блокбастером

26.06.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 31.07.2024 года

РЕКЛАМА