Воскресенье, 24 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Узкая колея истории

Вагончик тронется... Музей останется?

Музей узкоколейки под открытым небом, что в посёлке Тёсово-Нетыльском, пожалуй, в первую очередь будет интересен тем, кто увлечён историей развития советской индустрии. Основателей музея страсть захватила ещё в детстве, когда они учились в Санкт-Петербургской школе дополнительного образования «Детская железнодорожная дорога». А в посёлке проходили практику. Тёсовская УЖД, построенная для вывоза торфа с разработок, была одной из самых длинных в России.

Школяры повзрослели, а привязанность осталась. В настоящее время в музее демонстрируется около двух десятков исправных экспонатов, применявшихся в добыче торфа. На некоторых из них экскурсантов довозят до торфяных полей — на дрезине или тепловозе. В зависимости от погоды. Добычей торфа худо-бедно, но пока занимается ОАО «Торфопредприятие «Тёсово-1».

В конце прошлого года коллекция музея пополнилась двумя вагонами, произведёнными в ГДР. Это вагон-холодильник «Баутцен» и грузопассажирский вагон «Аммендорф» времён послевоенной Германии. Директор музея Алексей ПОМИГУЕВ рассказал, что эта техника считается уникальной. Подобных экземпляров в России сохранилось совсем немного. Впрочем, те, что оказались в тёсово-нетыльском музее, предстоит ещё восстановить.

— Вагон-холодильник, который ещё называют «изотермический ледник», предназначался для перевозки скоропортящихся грузов. Его внутреннее убранство сохранено в оригинальном виде. В леднике были предусмотрены специальные камеры, в которые засыпался лёд, — поделился Алексей Помигуев. — Вагон находился в Приозерске Ленинградской области. «Ледник» полвека служил в качестве сарая для станционной столовой. Нам он был подарен её владельцем. Скорее всего, данный тип вагонов в Новгородской области не использовался. На Северо-Западе активно его применяли в Вологодской, Ленинградской областях.

А крохотный вагончик завода «Аммендорф» был обнаружен недалеко от разобранной узкоколейки Нелидовского деревообрабатывающего комбината, расположенного в Тверской области. Там он заменял бытовку. Кто-то из знакомых Алексея вовремя распознал в нём железнодорожную ценность.

Подобные узкоколейные вагоны из Германии в Советский Союз направляли в счёт репараций. Прежде всего — для работников лесной промышленности. Страна после войны в огромном количестве потребляла лес. Пошли лесоразработки, вслед за ними появились узкоколейки.

Вагончики от Аммендорфа строились исходя из концепции двойного применения. В них было удобно перевозить грузы. Но также была возможность обеспечить хотя бы минимальный уют для людей. Например, для ночлега имелись двухэтажные скамейки, для отопления — печка-буржуйка. Таким образом, имея один вагон, можно было осуществлять разные перевозки, экономя на подвижном составе. Некоторые исследователи утверждают, что для нужд лесной промышленности немецким заводом было построено более 2 000 таких вагонов. К слову, о качестве отчасти может свидетельствовать его деревянная обшивка. Доскам уже более 60 лет, а очагов гниения, надо признать, не так уж и много.

В музее планируют, что к показу новые экспонаты будут готовы 3 апреля. На этот день намечен традиционный военно-исторический фестиваль «Забытый подвиг — Вторая ударная». Реконструкция боев проходит на заброшенной железнодорожной станции.

Между тем нельзя сказать, что в судьбе музея всё складывается удачно. Музей сильно зависит от торфопредприятия. А оно, по словам Алексея Помигуева, — на грани закрытия. Прекратятся торфоразработки, и нечего будет показывать экскурсантам. Мало кто захочет смотреть на мёртво стоящие машины.

— У предприятия есть потенциал, но на развитие требуются средства. Инвестора, готового в него вложиться, пока не найти, сообщил он.

И всё же. Так и вертелось на языке спросить: зачем вообще нужен такой музей? Зачем собирать и ремонтировать технику, срок эксплуатации которой истёк десятки лет назад? Вертелось и соскочило.

Алексей ответил, что это их способ борьбы с запустением в посёлке. Сохранение памяти об узкоколейках — это своеобразная дань уважения. Не стоит забывать, что во многом благодаря им обеспечивалось когда-то экономическое благополучие нашего государства.

Новгородский район

Фото с сайта vk.com/tesovo1

РЕКЛАМА

Еще статьи

Семья Сидоровых с удовольствием выступает на различных мероприятиях и фестивалях, радуя окружающих своим творчеством.

Музыка нас связала

Звонкоголосую семью Сидоровых и их гармошку хорошо знают не только в Боровичах, но и далеко за пределами Новгородчины

20.11.2024 | Культура

Актёры Новгородского театра драмы им. Ф.М. Достоевского уже приступили к репетициям нового спектакля.

Я — никто?!

В новом спектакле театр драмы покажет зрителям маленького человека и его большие амбиции

20.11.2024 | Культура

Новая кровля Петропавловского храма будет такой же, какой её видели новгородцы в XII

На Синичьей горе

На храме Петра и Павла, построенном новгородцами в XII веке, проводятся масштабные реставрационные работы

13.11.2024 | Культура

Губернатор Андрей Никитин приветствовал участников и гостей фестиваля. Ведущим церемонии открытия стал актёр и режиссёр, президент фестиваля народный артист России Михаил Пореченков.

Чтобы слышать время

Фестиваль театральных искусств имени Достоевского нашёл другой формат, но уже устремился в новый поиск

06.11.2024 | Культура

Гостей фестиваля вновь ждёт погружение в классику. Но на этот раз — и не только.

Достоевский. Новое

Знаковый театральный фестиваль сменил формат и расширил масштабы

30.10.2024 | Культура

Фильм представили продюсер Сергей Сельянов и исполнительный продюсер Наталья Смирнова. Проект снят кинокомпанией СТВ при поддержке Фонда кино.

Есть искра

Премьерный показ «Огнива» в Великом Новгороде не оставил зрителей равнодушными

23.10.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА