Воскресенье, 29 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Узкая колея истории

Вагончик тронется... Музей останется?

Музей узкоколейки под открытым небом, что в посёлке Тёсово-Нетыльском, пожалуй, в первую очередь будет интересен тем, кто увлечён историей развития советской индустрии. Основателей музея страсть захватила ещё в детстве, когда они учились в Санкт-Петербургской школе дополнительного образования «Детская железнодорожная дорога». А в посёлке проходили практику. Тёсовская УЖД, построенная для вывоза торфа с разработок, была одной из самых длинных в России.

Школяры повзрослели, а привязанность осталась. В настоящее время в музее демонстрируется около двух десятков исправных экспонатов, применявшихся в добыче торфа. На некоторых из них экскурсантов довозят до торфяных полей — на дрезине или тепловозе. В зависимости от погоды. Добычей торфа худо-бедно, но пока занимается ОАО «Торфопредприятие «Тёсово-1».

В конце прошлого года коллекция музея пополнилась двумя вагонами, произведёнными в ГДР. Это вагон-холодильник «Баутцен» и грузопассажирский вагон «Аммендорф» времён послевоенной Германии. Директор музея Алексей ПОМИГУЕВ рассказал, что эта техника считается уникальной. Подобных экземпляров в России сохранилось совсем немного. Впрочем, те, что оказались в тёсово-нетыльском музее, предстоит ещё восстановить.

— Вагон-холодильник, который ещё называют «изотермический ледник», предназначался для перевозки скоропортящихся грузов. Его внутреннее убранство сохранено в оригинальном виде. В леднике были предусмотрены специальные камеры, в которые засыпался лёд, — поделился Алексей Помигуев. — Вагон находился в Приозерске Ленинградской области. «Ледник» полвека служил в качестве сарая для станционной столовой. Нам он был подарен её владельцем. Скорее всего, данный тип вагонов в Новгородской области не использовался. На Северо-Западе активно его применяли в Вологодской, Ленинградской областях.

А крохотный вагончик завода «Аммендорф» был обнаружен недалеко от разобранной узкоколейки Нелидовского деревообрабатывающего комбината, расположенного в Тверской области. Там он заменял бытовку. Кто-то из знакомых Алексея вовремя распознал в нём железнодорожную ценность.

Подобные узкоколейные вагоны из Германии в Советский Союз направляли в счёт репараций. Прежде всего — для работников лесной промышленности. Страна после войны в огромном количестве потребляла лес. Пошли лесоразработки, вслед за ними появились узкоколейки.

Вагончики от Аммендорфа строились исходя из концепции двойного применения. В них было удобно перевозить грузы. Но также была возможность обеспечить хотя бы минимальный уют для людей. Например, для ночлега имелись двухэтажные скамейки, для отопления — печка-буржуйка. Таким образом, имея один вагон, можно было осуществлять разные перевозки, экономя на подвижном составе. Некоторые исследователи утверждают, что для нужд лесной промышленности немецким заводом было построено более 2 000 таких вагонов. К слову, о качестве отчасти может свидетельствовать его деревянная обшивка. Доскам уже более 60 лет, а очагов гниения, надо признать, не так уж и много.

В музее планируют, что к показу новые экспонаты будут готовы 3 апреля. На этот день намечен традиционный военно-исторический фестиваль «Забытый подвиг — Вторая ударная». Реконструкция боев проходит на заброшенной железнодорожной станции.

Между тем нельзя сказать, что в судьбе музея всё складывается удачно. Музей сильно зависит от торфопредприятия. А оно, по словам Алексея Помигуева, — на грани закрытия. Прекратятся торфоразработки, и нечего будет показывать экскурсантам. Мало кто захочет смотреть на мёртво стоящие машины.

— У предприятия есть потенциал, но на развитие требуются средства. Инвестора, готового в него вложиться, пока не найти, сообщил он.

И всё же. Так и вертелось на языке спросить: зачем вообще нужен такой музей? Зачем собирать и ремонтировать технику, срок эксплуатации которой истёк десятки лет назад? Вертелось и соскочило.

Алексей ответил, что это их способ борьбы с запустением в посёлке. Сохранение памяти об узкоколейках — это своеобразная дань уважения. Не стоит забывать, что во многом благодаря им обеспечивалось когда-то экономическое благополучие нашего государства.

Новгородский район

Фото с сайта vk.com/tesovo1

РЕКЛАМА

Еще статьи

Для спектакля «Правда — хорошо, а счастье лучше» бутафор «заготовила» сотни наливных яблочек.

И швец, и жнец

Каждый день бутафора не похож на другой, потому что он владеет десятком самых разных профессий

11.12.2024 | Культура

Вдохнуть жизнь в Умку попробует Валерия Горелкина (на фото слева) под руководством режиссёра Натальи Красильниковой (на фото справа).

Тот самый медвежонок

Новгородский театр драмы готовит новогодний детский спектакль «Умка»

11.12.2024 | Культура

Выставка даёт возможность вовлечься в действие рассказа не только эмоционально, но и физически, прикасаясь к предметам того времени.

«Только вёрсты полосаты попадаются одне…»

До весны новгородцы и гости города могут попутешествовать по тракту Москва – Петербург вместе с Пушкиным

04.12.2024 | Культура

По задумке авторов выставочный проект «…изм» имеет своей задачей показать сегодняшний день нереалистического искусства. Перед художниками поставлен вопрос: «Способен ли абстракционизм, активная фаза которого прошла уже в середине XX века, породить новые смыслы или формы?»

«…изм» и другие

Осень Новгородский центр современного искусства проводил пятью новыми выставками

04.12.2024 | Культура

Новые театральные добровольцы проведут с «Малым» три зимних месяца.

Зимняя смена

В новгородском театре «Малый» объявлен очередной набор волонтёров

27.11.2024 | Культура

Спустя 12 лет в Великом Новгороде восстановили постановку про святых Петра и Февронию.

Маленькое чудо

Новгородский композитор Александр Леонов рассказал, как создавал музыку к «Сказанию о Петре и Февронии»

27.11.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 25.12.2024 года

РЕКЛАМА