Суббота, 28 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Книга как метафора

О книге Сергея Митина «От Нижнего до Великого» рассуждает Дарья ТЕРЕШКИНА, кандидат филологических наук

Первое, что нужно отметить, — хорошее полиграфическое исполнение книги. Издательство «Вече» славится красивыми фолиантами, но вопреки ожиданию книга губернатора получилась красивой, но сдержанной, с прекрасным дизайном обложки и каждой страницы, с хорошо читаемым текстом, качественными фотографиями.

Содержание обозначено в аннотации: это «не сухие мемуары политика, а живой рассказ о современниках и о себе». Действительно, записки Сергея Митина представляют собой тот тип эго-документа (то есть документа личного происхождения), который являет так называемую «историю повседневности», вписанную в историю государства, — микроистория в контексте макроистории. При этом автор отнюдь не претендует на представление себя как «вершителя судеб». Он предстает прежде всего как частный человек, а содержанием книги является путь становления личности — то есть то, что принято называть стезей. В композиции нет какого-либо глобального замысла, и хронологически она не стремится быть выстроенной безупречно. Генеральная идея записок также не дается готовой, а словно рассыпана в эпизодах самого разного свойства.

Эти эпизоды в целом представляют собой «классический» набор изображения мужских занятий; книга вообще очень «мужская» по содержанию и по стилю. Но не этим, как известно, определяется значимость эго-документов, а прорывающейся сквозь повседневность историей эпохи и личностью автора.

Книга «От Нижнего до Великого» представляет очень широкий фактографический материал. Среди описанных сюжетов наиболее интересными представляются рассказы о визите на оборонный завод в Горьком Маргарет Тэтчер, о поездке в США и резком сломе плана встреч и договоренностей российской делегации из-за самолета Евгения Примакова, развернутого над Атлантикой; о работе в правительстве страны над законопроектами и планами масштабных кампаний, о зарубежных поездках и их бесценном опыте, о важности работы с первоисточниками, о филигранном искусстве общения с людьми разных рангов и характеров...
Два главных вопроса не оставляли меня по прочтении книги.

Первый. Автор не раз пишет, что он был озабочен своим местом в том или ином деле, его огорчали (или, вернее, учили) ошибки и приводили в напряженное состояние ситуации, когда его карьера в одночасье могла рухнуть. Сам себя автор называет «человеком системы», то есть той, еще советской, организации продвижения по служебной лестнице, когда человек не мог занять высокого поста, не пройдя все ступени до этого. Во всех многообразных определениях термина «карьера» ключевым остается компонент успеха. Если его нет — значит, ты не смог сделать чего-то как специалист своего дела, или поставил не ту планку, или плохо научился — словом, «не сдюжил». А это очень не по-мужски. Любой мужчина не может двигаться дальше без успеха. Государственный муж — тем более. Об этом Сергей Митин не пишет прямо, но ответ на мой вопрос в книге есть.

Второе, что меня занимало, в русскоязычной среде называется «красить траву». То есть перед приездом начальства срочно доделывать что-то недоделанное, неприглядное. Сергей Герасимович честно и без особой аналитики пишет об этом. Как покрасили в который раз (чтобы красивее было) пол в цеху перед визитом Юрия Андропова и как тот чуть не прилип к еще не высохшей краске (спасибо, народ подсказал, как не оконфузиться), как за ночь «отбелили» выгоревший перед самым Новым годом цех перед приходом директора завода, чтобы тот не впал в гнев. Симптоматично называется фотография Владимира Путина, приехавшего с визитом в Новгород: «Президент доволен». Думаю, раз губернатор пишет так прямо, значит, не видит в этом ничего предосудительного.

Оставим философские размышления по этому поводу — любой аргумент критикам покажется неубедительным, и отчасти это справедливо. Если же говорить по-житейски: именно так поступаем мы все, только на другом уровне: взрослые перед приходом гостей, наши дети перед тем, как мы возвращаемся домой, — и плохо, если этого не происходит. Еще в «Домострое» писано: если гость случится, «лучшее платье надеть» и угощать его, чтобы было перед ним не стыдно. А довольный гость, видя такое радение, и рублей на новый мост даст, ибо вливают вино в новые мехи, а не в старые, от которых никакой не будет пользы. Это рачительный хозяин понимает.

Фотогалерея книги примечательна еще одной подкупающей чертой — самоиронией главного героя. Сергей Митин не боится обыгрывать ситуации, заведомо ставящие любого человека в невыгодный для своего имиджа ракурс. Всем памятна история, как глава региона упал с лодки во время сплава на открытии гребного канала в Окуловском районе. В книге три фотографии посвящены окуловскому эпизоду, от заплыва в бурлящей воде до возвращения на лодку, — и это снимки по-настоящему смешные, потому что в них много юмора и здоровой самооценки.

Многие фотографии просто красивы, потому что выполнены профессионалами. Но есть среди них особые. Прежде всего — фото родителей автора, Герасима Павловича и Александры Михайловны. Можно просто вглядываться в их лица, а можно понимать, что для губернатора это самые важные для него люди. И тогда старые черно-белые фотографии обретают совсем иное значение. Еще — снимок, сделанный с какой-то верхней точки во время прохождения Бессмертного полка. Сергей Митин идет в числе прочих и так же, как все, несет фотографию фронтовика, своего отца. Губернатор шествует в торжественной колонне без всякого пафоса и даже разговаривает с попутчиком, но портрет отца прижимает бережно к самому сердцу, и этот жест его левой руки многого стоит.

Повествование в книге диалогично. Автор действительно беседует с читателем, задает ему то риторические, то прямые вопросы — и старается дать на них ответы. Многие вопросы даже не ставятся, но прочитываются в контексте. Например, о малой родине. Где она у Сергея Митина? В Нижнем Новгороде, где он сформировался как человек? В Москве, где он получил опыт государственного и международного масштабов? В Великом Новгороде, где он, как сам пишет, выполняет скорее роль «кризисного менеджера» и где его встретило «критически настроенное население»? Где душа этого человека, привыкшего «жить проектами», возложенными на него государством и — добровольно — им самим?..

Сергея Митина поймут те, кто умеет понимать, думать, видеть, и не только глазами, но и «духовными очами». И говорить «спасибо».

Фото из открытых источников

РЕКЛАМА

Еще статьи

Для спектакля «Правда — хорошо, а счастье лучше» бутафор «заготовила» сотни наливных яблочек.

И швец, и жнец

Каждый день бутафора не похож на другой, потому что он владеет десятком самых разных профессий

11.12.2024 | Культура

Вдохнуть жизнь в Умку попробует Валерия Горелкина (на фото слева) под руководством режиссёра Натальи Красильниковой (на фото справа).

Тот самый медвежонок

Новгородский театр драмы готовит новогодний детский спектакль «Умка»

11.12.2024 | Культура

Выставка даёт возможность вовлечься в действие рассказа не только эмоционально, но и физически, прикасаясь к предметам того времени.

«Только вёрсты полосаты попадаются одне…»

До весны новгородцы и гости города могут попутешествовать по тракту Москва – Петербург вместе с Пушкиным

04.12.2024 | Культура

По задумке авторов выставочный проект «…изм» имеет своей задачей показать сегодняшний день нереалистического искусства. Перед художниками поставлен вопрос: «Способен ли абстракционизм, активная фаза которого прошла уже в середине XX века, породить новые смыслы или формы?»

«…изм» и другие

Осень Новгородский центр современного искусства проводил пятью новыми выставками

04.12.2024 | Культура

Новые театральные добровольцы проведут с «Малым» три зимних месяца.

Зимняя смена

В новгородском театре «Малый» объявлен очередной набор волонтёров

27.11.2024 | Культура

Спустя 12 лет в Великом Новгороде восстановили постановку про святых Петра и Февронию.

Маленькое чудо

Новгородский композитор Александр Леонов рассказал, как создавал музыку к «Сказанию о Петре и Февронии»

27.11.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 25.12.2024 года

РЕКЛАМА