Суббота, 03 августа 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Единственная

В Новгородской областной библиотеке открыта необычная выставка

До Великого Новгорода добрался проект «Картина в библиотеке». Он — часть региональной выставочной программы, которую осенью 2014 года начал Музей русского импрессионизма. Идея выставлять шедевры мастеров в библиотеках постепенно прижилась. Проект уже побывал в пяти городах, Новгород — шестой. К нам привезли полотно Петра Кончаловского «Всякие цветы (Натюрморт с цветами и лейкой)». Увидеть картину можно в читальном зале Новгородской областной универсальной научной библиотеки. Выставка открылась для посетителей в понедельник, 17 октября.

— Конечно, на выставке одной картины надо показать что-то очень интересное, чтобы зритель пошел, — рассказывает сотрудница Музея русского импрессионизма Маргарита БАСАЛАЕВА. — Полотно, которое мы выбрали, большое, сразу притягивает взгляд, но дело, разумеется, не только в этом. Период увлечения импрессионизмом у Кончаловского был недолгим, но очень значимым для его становления как художника, поэтому картина может многое рассказать о своем создателе. К тому же Кончаловский бывал в Новгороде, писал здесь пейзажи, сценки из жизни горожан. Я думаю, справедливо, что теперь новгородцы смогут увидеть одну из его работ.

Несмотря на то, что художник запечатлел Новгород на своих полотнах, у нас его мало кто знает. Между тем творчество его весьма многогранно. Начав с импрессионизма, он стал авангардистом и вместе с товарищами создал художественное объединение «Бубновый валет», эпатировавшее буржуазную публику своими экспериментами. Позже Кончаловскому и это наскучило, и художник вернулся к классической манере письма. Несмотря на успех и регалии почивать на лаврах не хотел, продолжал усердно работать. Говорил, что новые темы для работ придумывает каждое утро, и их столько, что он просто не успевает писать.

Порой его спрашивали, зачем он рисует цветы: это, мол, примитивно. «Цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками, его надо изучать так же глубоко, как и всё другое, — отвечал Петр Петрович. — Цветы — великие учителя художников: для того, чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица. Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца».

В ближайшие две недели вокруг картины Кончаловского будет кипеть жизнь. По сути, у музея с библиотекой получился взаимовыгодный симбиоз. Первый обрел новую выставочную площадку, вторая — шанс привлечь больше публики.

— Мы подготовили книжную выставку, которая поможет ориентироваться в творчестве художника, — говорит директор Новгородской областной библиотеки Надежда ГУНЧЕНКО. — Книги разные: и научные монографии, и популярная литература. Когда мы готовили выставку, то еще раз убедились в том, насколько прекрасные искусствоведческие издания с серьезным анализом творчества выходили в пятидесятые и шестидесятые годы прошлого века. Кроме того, на ближайшие две недели у нас запланированы выступления искусствоведов, музыкантов, литераторов. Будут и два занятия с флористом, который покажет, как оформлять букеты из тех цветов, которые нарисовал Кончаловский.

Проект «Картина в библиотеке» успел хорошо себя зарекомендовать в других городах. В Саратове поглядеть на шедевр живописи пришло около 6 тыс. человек. Теперь организаторы надеются, что и новгородцы с такой же силой потянутся к прекрасному.

Информация к размышлению

Петр Кончаловский был поклонником знаменитых импрессионистов Сезанна и Ван Гога. И с оглядкой на них оценивал свое место в этом виде живописи: «Они, мне кажется, не противоречат друг другу, их творчество стремится по одному руслу, они близки пред лицом природы, потому что оба они — потомки и продолжатели великого Монэ. В самом деле, если проанализировать как следует мои пальмы 1908 года, написанные в Сен-Максиме, там, наверное, найдутся, рядом с бесспорными ван-гоговскими элементами, и «куски» от Сезанна, потому что так я увидал эти куски на натуре и так должен был передать их. Вы можете найти влияние обоих этих мастеров, например, у Матисса: декоративные элементы идут от Ван-Гога, а обобщения, синтез — от Сезанна. Метод понимания природы был мне дорог у Сезанна. Я долго следовал ему и потом, в более зрелые годы, потому что именно сезанновские методы давали возможность по-новому видеть природу, которой я всегда хочу быть верным... Это просто ужасно, что современная художественная молодежь очень часто работает без всякого художественного метода. В искусстве нельзя так себе, просто бросать человека в воду: выплывет — художник будет, а утонет — туда и дорога. Я и в те годы инстинктивно почуял, что без каких-то новых методов нет спасенья, нельзя найти дорогу к настоящему искусству. Оттого и ухватился за Сезанна»*.

Владимир МАЛЫГИН (фото)
______________________________
*Виктор Никольский. «Петр Петрович Кончаловский. Его творческий путь» (1936), стр. 38.

РЕКЛАМА

Еще статьи

То, что груша многогранна, как и творец, её создавший, Николай Локотьков доказал новыми работами.

Творец и груша

В новгородской «Десятинке» открылась самая оригинальная выставка старорусского художника Николая Локотькова.

17.07.2024 | Культура

В подготовке фолк-рок мюзикла «Садко» приняли участие более 70 новгородцев.

Преемники «Садко»

К следующему творческому сезону новгородский уличный театр подготовит новую команду

17.07.2024 | Культура

Одна из самых узнаваемых визитных карточек Боровичей – мост Белелюбского.

45 прекрасных лет

Боровичский клуб любителей и знатоков искусства выпустил песенник о райцентре

10.07.2024 | Культура

Иконописный язык начал формироваться 1000 лет назад и по сей день продолжает развиваться.

Разговор о Боге

В арт-пространстве «Бульвар» зрители могут увидеть выставку народных икон от двух мастеров-иконописцев

10.07.2024 | Культура

В спектакле «Русалочка» наши герои сыграли влюблённую пару.

Встретимся в Новгороде

Историю своей семьи и своей карьеры молодые актёры театра драмы начали писать одновременно

10.07.2024 | Культура

Великий Новгород впервые стал центром театральных приключений из культового романа Ильфа и Петрова.

Эффектный финал

Закрытие юбилейного сезона театр драмы имени Достоевского отмечает гастролями и спектаклем-блокбастером

26.06.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 31.07.2024 года

РЕКЛАМА