В Новгородской областной библиотеке открыта необычная выставка
До Великого Новгорода добрался проект «Картина в библиотеке». Он — часть региональной выставочной программы, которую осенью 2014 года начал Музей русского импрессионизма. Идея выставлять шедевры мастеров в библиотеках постепенно прижилась. Проект уже побывал в пяти городах, Новгород — шестой. К нам привезли полотно Петра Кончаловского «Всякие цветы (Натюрморт с цветами и лейкой)». Увидеть картину можно в читальном зале Новгородской областной универсальной научной библиотеки. Выставка открылась для посетителей в понедельник, 17 октября.
— Конечно, на выставке одной картины надо показать что-то очень интересное, чтобы зритель пошел, — рассказывает сотрудница Музея русского импрессионизма Маргарита БАСАЛАЕВА. — Полотно, которое мы выбрали, большое, сразу притягивает взгляд, но дело, разумеется, не только в этом. Период увлечения импрессионизмом у Кончаловского был недолгим, но очень значимым для его становления как художника, поэтому картина может многое рассказать о своем создателе. К тому же Кончаловский бывал в Новгороде, писал здесь пейзажи, сценки из жизни горожан. Я думаю, справедливо, что теперь новгородцы смогут увидеть одну из его работ.
Несмотря на то, что художник запечатлел Новгород на своих полотнах, у нас его мало кто знает. Между тем творчество его весьма многогранно. Начав с импрессионизма, он стал авангардистом и вместе с товарищами создал художественное объединение «Бубновый валет», эпатировавшее буржуазную публику своими экспериментами. Позже Кончаловскому и это наскучило, и художник вернулся к классической манере письма. Несмотря на успех и регалии почивать на лаврах не хотел, продолжал усердно работать. Говорил, что новые темы для работ придумывает каждое утро, и их столько, что он просто не успевает писать.
Порой его спрашивали, зачем он рисует цветы: это, мол, примитивно. «Цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками, его надо изучать так же глубоко, как и всё другое, — отвечал Петр Петрович. — Цветы — великие учителя художников: для того, чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица. Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца».
В ближайшие две недели вокруг картины Кончаловского будет кипеть жизнь. По сути, у музея с библиотекой получился взаимовыгодный симбиоз. Первый обрел новую выставочную площадку, вторая — шанс привлечь больше публики.
— Мы подготовили книжную выставку, которая поможет ориентироваться в творчестве художника, — говорит директор Новгородской областной библиотеки Надежда ГУНЧЕНКО. — Книги разные: и научные монографии, и популярная литература. Когда мы готовили выставку, то еще раз убедились в том, насколько прекрасные искусствоведческие издания с серьезным анализом творчества выходили в пятидесятые и шестидесятые годы прошлого века. Кроме того, на ближайшие две недели у нас запланированы выступления искусствоведов, музыкантов, литераторов. Будут и два занятия с флористом, который покажет, как оформлять букеты из тех цветов, которые нарисовал Кончаловский.
Проект «Картина в библиотеке» успел хорошо себя зарекомендовать в других городах. В Саратове поглядеть на шедевр живописи пришло около 6 тыс. человек. Теперь организаторы надеются, что и новгородцы с такой же силой потянутся к прекрасному.
Информация к размышлению
Петр Кончаловский был поклонником знаменитых импрессионистов Сезанна и Ван Гога. И с оглядкой на них оценивал свое место в этом виде живописи: «Они, мне кажется, не противоречат друг другу, их творчество стремится по одному руслу, они близки пред лицом природы, потому что оба они — потомки и продолжатели великого Монэ. В самом деле, если проанализировать как следует мои пальмы 1908 года, написанные в Сен-Максиме, там, наверное, найдутся, рядом с бесспорными ван-гоговскими элементами, и «куски» от Сезанна, потому что так я увидал эти куски на натуре и так должен был передать их. Вы можете найти влияние обоих этих мастеров, например, у Матисса: декоративные элементы идут от Ван-Гога, а обобщения, синтез — от Сезанна. Метод понимания природы был мне дорог у Сезанна. Я долго следовал ему и потом, в более зрелые годы, потому что именно сезанновские методы давали возможность по-новому видеть природу, которой я всегда хочу быть верным... Это просто ужасно, что современная художественная молодежь очень часто работает без всякого художественного метода. В искусстве нельзя так себе, просто бросать человека в воду: выплывет — художник будет, а утонет — туда и дорога. Я и в те годы инстинктивно почуял, что без каких-то новых методов нет спасенья, нельзя найти дорогу к настоящему искусству. Оттого и ухватился за Сезанна»*.
Владимир МАЛЫГИН (фото)
______________________________
*Виктор Никольский. «Петр Петрович Кончаловский. Его творческий путь» (1936), стр. 38.