Под таким девизом в Новгороде прошла четвёртая «Ночь искусств»
Возможность открыть для себя музеи с новой стороны, прикоснуться к прекрасному и даже самим принять участие в акте творения — вот что ожидало новгородцев. Темным ноябрьским вечером на площадке перед Музеем изобразительных искусств было на удивление людно. Те, кто попадал внутрь, первым делом получали шанс познакомиться с работами молодых художников. На первом этаже, прямо на мольбертах, заляпанных краской, расположились картины группы преподавателей, выпускников и студентов факультета педагогического образования, искусств и технологий НовГУ. Разные жанры, разные техники... Из-за того, что картины не висели чинно на стенах, как это обычно бывает, создавалось впечатление, будто находишься посреди мастерской, где только что кипела работа.
Побродив от одного мольберта к другому, гости поднимались на этаж выше. Организаторы подарили публике возможность увидеть, как рождаются шедевры. Прямо на глазах зрителей художники рисовали моделей в античных костюмах. Можно было подойти ближе и понаблюдать за процессом. Главное — свет мастерам не загораживать, о чем несколько раз напомнил ведущий. Тут же работала фотохудожник Ольга Осипова. Средневековье, ренессанс, модерн плавно сменяли друг друга перед ее объективом. Кстати, сама хозяйка вечера, ее величество Ночь, тоже присутствовала в зале и охотно позировала гостям.
На третьем этаже главными действующими лицами стали ожившие персонажи картин Шавката Абдусаламова. Сами полотна размещались тут же, так что у всех была возможность сравнить оригинал и его движущиеся копии. Поначалу, попав в этот зал, я растерялась. Атмосфера была самая что ни на есть странная. Кто-то из действующих лиц, сидя на полу, бормотал себе под нос, кто-то расхаживал туда-сюда и заглядывал в глаза посетителям.
— Тебе не объяснили, что тут делать? — с тревогой спросила подругу девушка, вошедшая в зал практически одновременно со мной.
Скоро выяснилось: делать можно что угодно. Хочешь — разглядывай картины, хочешь — сворачивай кораблики из газет, хочешь — рисуй тушью на огромных листах ватмана. Поначалу робкие зрители смелели, начинали общаться с персонажами работ художника. Ощущение, что ты и впрямь внутри одной из его сюрреалистичных картин, с каждой минутой усиливалось.
Вынырнув из «Пространства Шавкат.А», я вышла на улицу хлебнуть свежего воздуха. По заснеженным дорожкам прогулялась до Детского музейного центра, где тоже нашлось немало интересного. Здесь, на выставке «Жизнь в невесомости», выясняли, кого же берут в космонавты. Желающих покорить безвоздушное пространство ждали несколько испытаний. В медкабинете проверяли здоровье, в конструкторском бюро учили мастерить ракеты из бумаги. Еще надо было освоить спортивные упражнения, которые делают космонавты, и ответить на вопросы. При мне ведущий показывал подросткам фотографии, предлагая угадать, кто на них изображен. Юрия Гагарина узнали все, а вот с Константином Циолковским оказалось сложнее — его имя назвали только после подсказки.
На этом события не заканчивались. В лектории кремля соревновались поэты и музыканты. Во Владимирской башне шло детективное расследование. Гости вместе со старшим научным сотрудником Новгородского музея-заповедника Владимиром Варнаевым пытались раскрыть тайну исчезновения художника XII века.
Добавлю, «Ночь искусств» традиционно проводится при поддержке Министерства культуры России. Для жителей нашего города праздник в этом году создавали больше сотни человек. Кроме Новгородского музея-заповедника, к акции присоединились, например, Государственный музей художественной культуры Новгородской земли и Центр современного искусства.
Что порадовало, так это обилие молодежи на празднике. Организаторы не скрывали, что акция во многом ориентирована именно на юных зрителей. Программа мероприятий пестрела словами, которые старшему поколению, может, и понять бы не удалось: open air, боди-арт, режим нон-стоп... Надежды устроителей праздника себя полностью оправдали. Подростки потянулись в музей. Глядишь, кто-то еще не раз сюда вернется. А значит, «Ночь искусств» удалась.
Фото Владимира Малыгина, Фархада Юсупова