Для актёра на сцене всего важнее жизнь человеческого духа
Андрей ДАНИЛОВ — один из самых занятых актеров театра «Малый». Мы разговаривали, он постоянно глядел на часы, чтоб не опоздать на спектакль «Алиса в стране чудес», в котором играет сразу четыре роли.
— Андрей Иванович, давайте сначала. Почему вы, ленинградский школьник не из театральной семьи, решили пойти в артисты?
— Ну, помимо биологии и химии в школе меня еще литература увлекала, история. Когда на уроках дело до стихов доходило, ребята выходили к доске и просто читали, а мне обязательно нужно было выделиться, по-особому прочесть. Да недалеко от нас был Дом культуры, и там — театральная студия. Я туда ходил и к окончанию школы решил, что буду поступать в театральный институт на режиссуру — тогда как раз курс Георгий Александрович Товстоногов набирал. Но руководители студии мой пыл охладили, объяснив, что к театральному мэтру идут люди с двумя высшими образованиями, а у пацана после десятого класса шансов нет. Я, конечно, расстроился, но от идеи не отказался, и подал документы в институт культуры на режиссера самодеятельного коллектива. Режиссуру там давали так себе, зато повезло с педагогом по актерскому ремеслу. И был там студенческий театр, в котором я играл. Вот так и пришел в профессию.
— А как попали в Новгород?
— Моими однокурсницами были Надежда Алексеева — нынешний художественный руководитель театра «Малый», и актриса труппы, заслуженная артистка России Любовь Злобина. И я знал, что Надежда по окончании института вернулась в свой город и театр создала.
Я же, получив диплом, а это уже были трудные 90-е годы, вступил в Товарищество артистов Санкт-Петербурга. Звучит, да? На деле же это были небольшие бригады, работавшие по школам и детским садам. Моя компания еще и с цирковым уклоном оказалась. И как-то нас пригласили в Новгород. Я, естественно, не мог не повидать однокурсниц. Надежда Алексеева предложила мне главную роль в спектакле. Я согласился. А потом и жить сюда перебрался.
— В одном из интервью вы сказали, что для вас идеальный театр — это когда больно и светло...
— Да, мне нравятся строки у Александра Блока: «Тащитесь, траурные клячи! Актеры, правьте ремесло, чтобы от истины ходячей всем стало больно и светло!». Не подумайте, что я ратую исключительно за проблемные действа. Люблю хорошие комедии. Но спектакль, вне зависимости от жанра, должен что-то в тебя добавить — не уныние, не раздражение, а переосмысление, желание изменить себя.
Это с точки зрения зрителя. Если же говорить о профессиональной стороне, согласен со Станиславским, который считал, что основная цель сценического искусства заключается в создании жизни человеческого духа роли и в передаче этой жизни на сцене. То есть пока артист через себя не пропустит поступки героя, не переживет его жизнь, роль не получится.
— Вы помимо того, что играете, еще и пьесы пишете. Был и режиссерский опыт...
— Время от времени пишу. В один период, когда в театре был дефицит с детскими спектаклями, сочинял сказки. Но настоящей авторской работой считаю постановку «Ради бега» про спортсмена Ивана Осипова. Я пьесу написал, режиссером выступил и сыграл роль.
— Ну а как же «Алиса в стране чудес»! Ведь текст — ваш?
— Я сделал лишь инсценировку знаменитой истории Льюиса Кэрролла. На прочтение этой книги уходит три-четыре часа, а нам нужно было уложиться в час, поскольку постановка — для ребятишек, а они долго не могут воспринимать информацию. Но, как говорят зрители, которые читали «Алису», сокращений не заметно. Значит, с задачей справился.
— Андрей Иванович, вам исполнилось 50 лет. Не скучно играть для малышей?
— Когда работаешь для детей — не ощущаешь своих лет. К тому же перед маленькими куда сложнее играть — они фальшь хорошо чувствуют. Перед ними не умничать нужно с высоты своего возраста, а на равных общаться. Поверьте, впасть в детство — приятное ощущение. По сути, актерство — это сохранение в себе ребенка, его непосредственного восприятия, свежего взгляда на окружающий мир, умения учиться новому.
— В театре «Малый» вы с 1992 года. На ваш взгляд, за это время поменялся зритель?
— Точно, что за прошедшие годы у нас появился свой зритель, который растет вместе с нами и вместе с которым растем мы. Почему иногда в антрепризных постановках, которые привозят в город известные театры, актеры откровенно халтурят? Для них — это гастроли, и зритель постоянно меняется, потому-то на сцене артисты и не сильно выкладываются, играют по отработанному клише. Мы не можем позволить себе играть абы как. Если раньше люди в «Малый» заходили по пути или от нечего делать, когда прогуливались, сейчас идут намеренно. И точно знают, что хотят получить от театра. Зрители нам доверяют...
Фото из архива театра