Отечественный кинематограф горит, гремит, трещит, но пока дышит
Российский зритель всегда недоумевал, почему это зеленые человечки прилетают только в США. Получите и распишитесь. В столицу России прибыл инопланетный десант. Фильм «Притяжение» действительно уникальный. И премьеру ждали многие, да что там — вся страна. Она состоялась 26 января, многие посмотрели и... чувствуют себя обманутыми.
Что же не так с нашим кино? Всё не так. Разрекламированные новинки 2016 года получили массу отрицательных отзывов. Тот же «Викинг» с бюджетом 1 250 миллионов рублей тоже не оправдал ожидания. «Вяло, нудно, финал потрепан. Картина красивая, сюжету — «двойка», — так отозвался один из рецензентов на популярном сайте «Кинопоиск». В общем, не пинал «Викинга» только ленивый. И было за что. Исторически недостоверный сюжет, кровь и война, война и кровь. У Тарантино лучше бы получилось, он же спец по части «треша».
Или вспомним Тимура Бекмамбетова с его «Ёлками», зарабатывающими на новогоднем настроении россиян пятый год подряд. И ведь ходят люди, смотрят и снова возмущаются. Думали, мол, что-то новенькое будет, оригинальное. Нет. Снова те же Ургант и Светлаков и шутки, каламбуры а-ля Comedy Club.
Ярким примером серого кино является фильм «Взломать блогеров», премьера которого состоялась 10 ноября. Известный в узких московских кругах режиссер Максим Свешников за «скромные» 35 миллионов рублей снял фильм в жанре комедии. Итоговые сборы картины — чуть более 7 миллионов рублей.
Фильм так и остался бы незамеченным, если б на него не обратил наше внимание известный видеоблогер Никита Баженов, который разнес в пух и прах всех, кто участвовал в создании ленты. И показал, как можно за 2 000 рублей создать то, на что ушло 35 миллионов.
Сюжет таков: три известных блогера интернет-портала YouTube Саша Спилберг, Иван-гай, Марьяна Ро становятся жертвами атаки компьютерных вирусов, анимационными персонажами и попадают на рабочие столы своих компьютеров. Им надо найти решение, как избавиться от вируса и вернуться в реальный мир. Фильм был представлен как молодежный. И на просмотр должна была прийти интернет-аудитория. Только, как мы видим по цифрам сбора, не пришла. А большинство региональных кинотеатров вовсе отказались от его показа.
Создатели фильма даже не удосужились отправить блогеров на краткие курсы актерского мастерства. Зато фильм изобилует рекламой. То известная онлайн-игра показывается, то антивирус не менее известный. И это не скрытая реклама, которую мельком показали, а режущая глаза на переднем плане. И вместо кино в итоге вы 90 минут смотрите видеоролик очень плохого качества...
Может, никто и не возмущался бы, но фильм финансировал «Фонд кино». К слову, Баженов сравнил бюджет «Взломать блогеров» с другими и обнаружил много интересного. Общие расходы на «Блогеров» сопоставимы с такими фильмами, как «Пила», «Рейд», «Карты, деньги, два ствола». На эти деньги можно было снять 10 фильмов «Неадекватные люди». Кроме «Неадекватных людей», остальные перечисленные фильмы — зарубежного производства, и в мире кино эти картины стали бестселлерами. В отличие от «Взлома блогеров», провал которого министр культуры Владимир Мединский назвал «творческой неудачей».
Это как надпись на изделиях, которые массово штампуют в Китае: «Товар сертификации не подлежит». Или у нас со вкусом проблемы? Как говорят в актерской среде: «Ты — зритель, я — дурак. Я — зритель, ты — дурак».
И все-таки надежда есть. Все-таки хоронить российское кино рано. В сентябре Андрей Кончаловский за фильм «Рай» получил «Серебряного льва» на Венецианском международном кинофестивале. С тех пор «Рай» удостоен 12 кинонаград, в том числе — 9 международного уровня. Пока другие снимают «красоты» войны на цветную пленку, Кончаловский решил стилизовать своё кино в черно-белые тона, ибо: «Показывать Холокост и концлагеря в цвете омерзительно. Это ложь. Это не то, что мы знаем. Мы ужасаемся изображениям, которые нельзя видеть в 3D, в широком формате, в цвете — нельзя потому, что они остались только на очень простых камерах».
Вот только в широком прокате «Раю» успеха не будет. Это кино не для всех. Такие нынче времена, такие нравы...
Фархад ЮСУПОВ