Театр должен стать для зрителей интересным собеседником
Завершился XIV Международный театральный фестиваль «Царь-сказка». Но завершился, как заметила Надежда АЛЕКСЕЕВА, художественный руководитель новгородского театра «Малый» — организатора фестиваля, лишь для публики. А оргкомитет продолжает работу. В первую очередь предстоит детально проанализировать и обобщить впечатления профессионального сообщества от представленных постановок. Ну и, не откладывая в долгий ящик, начать подготовку к следующему фестивалю...
— Надежда Вениаминовна, «Царь-сказка» — это не конкурс, на котором выбирают лучших в различных номинациях. Предусмотрены лишь специальные призы и один спектакль-победитель, по мнению участников лаборатории молодых критиков. Они отдали предпочтение постановке «Я позову моих братьев» Городского театра Билефельда из Германии. Согласны с выбором начинающих театроведов?
— На фестивале присутствовали и маститые критики, и их выбор был иным. Но поскольку «Царь-сказка» — это спектакли, в основном ориентированные на юного зрителя, для нас важна оценка именно молодых. Ребята отметили в постановке «Я позову моих братьев» крепкую Брехтовскую театральную школу, хорошую актерскую игру и актуальную для всего мира тему миграции. Только на первый взгляд кажется, что в России этот вопрос не стоит остро, но недавний взрыв в метро Санкт-Петербурга доказал обратное. Труппа из Билефельда предлагает взглянуть на ситуацию глазами выходца из другой страны, который с детства живет в Германии, где закончил школу, поступил в колледж, где все его друзья. Он — законопослушный гражданин, у которого обычная, такая же, как и у немцев, жизнь. Но вот в городе происходит теракт, и он начинает чувствовать на себе косые взгляды соседей, полиция берет его в разработку как возможного подозреваемого...
Я понимаю, почему участники лаборатории молодых критиков назвали именно этот спектакль лучшим. И поддерживаю их решение.
— В этом году был изменен формат работы лаборатории. Прежде начинающие театроведы всем составом в закрытом режиме обсуждали фестивальные постановки. Нынче же ребята разделились на три группы. Одна интервьюировала режиссеров, артистов, художников. Участники второй сразу после спектаклей в фойе у микрофонов устраивали краткий обмен мнениями, полемизируя друг с другом. Ну а члены последней делали рецензии и оперативно выкладывали их в блог. Оправдала себя такая лабораторная схема?
— Полагаю, да. Идея поменять формат возникла не вдруг. Жизнь критика, не важно — театра, кино или живописи, имеет одну плохую сторону: его профессиональная деятельность сажает его на стул, лишает творческой подвижности, ведь критик сам вроде и не создает продукта, а лишь рефлексирует на то, что видит на сцене, экране, в музейных залах. Но современность настолько динамична, что для того, чтобы быть в тренде, необходимо выдерживать темп и быть многофункциональным специалистом. Вот именно поэтому мы и предложили иную модель лаборатории.
Добавлю еще, что нынче мы изменили и подход к отбору ее участников. В прошлые фестивальные годы приглашали подающих надежды молодых критиков из стран Европы, Москвы и Санкт-Петербурга — городов, в которых культурная жизнь бурлит, что дает возможность театроведам получать хорошую насмотренность спектаклей разных жанров, стилистики, выразительных средств. Но в 2017-м объявили открытый конкурс по всей России на участие критиков в «Царь-сказке». И буквально за месяц получили более 80 заявок — такой огромный интерес у молодежи к театральному искусству! В итоге отбирали участников по рецензиям.
Театральных фестивалей в нашей стране проводится достаточно, в рамках многих действуют лаборатории начинающих режиссеров, художников, но молодых критиков собирает только «Царь-сказка». И то общение, которое они получают здесь, впечатления от разнополярности постановок и профессиональной их оценки, дают им мощный толчок для дальнейшего развития.
— Но так ли уж сегодня нужно мнение театроведов-профессионалов, ведь любой и каждый может, посмотрев спектакль или кино, опубликовать в Интернете свои отзывы, на которые публика отчасти и ориентируется?
— Экспертная оценка необходима. Мы с коллегами на фестивале много об этом говорили. Сегодня в России самые интересные критические работы — в кино. Это и понятно: туда направляются большие деньги, в том числе — бюджетные, зритель ориентирован на кинозалы, потому и критики подались туда же и емкие исследования проводят.
Но вот ведь в чем нюанс: фильмы и живописные полотна, как правило, имеют долгую жизнь, они переживут своих критиков и сами предстанут перед будущими поколениями. А театральное творчество — сиюминутно: оно здесь и сейчас. И если высокообразованные профессионалы не будут анализировать спектакли и доводить до публики свое мнение, то от постановок останутся, в лучшем случае, краткие описания.
— В рамках «Царь-сказки» проходит еще и презентация других театральных фестивалей разных стран. С какой целью?
— Творческие коллективы, участвующие в таких форумах, свои наработки демонстрируют и опыт других трупп перенимают. Но прежде чем кинуться в фестивальный круговорот, нужно сформировать четкое представление о принципах отбора постановок, финансового участия, да и просто получить информацию о социокультурной жизни страны. Например, Бельгии, представители которой в этом году провели отличную презентацию. И начали они с объяснения того, что в их государстве ребенок сразу от рождения воспринимается как полноправный гражданин, с которым можно и нужно вести разговор на любые темы. Так, скажем, в России и по сей день табуированы темы для малышей, такие, как смерть, плохое настроение, человеческое тело, зачатие и рождение ребенка, а в Бельгии обо всем этом рассказывают трехлеткам в театре, находя нужные слова и выразительные средства, понятные ребятишкам и не пугающие их.
Презентация фестивалей на «Царь-сказке» дает возможность завязать контакты, наметить план участия коллективов в смотрах. К слову, в графике «Малого» фестивали и конкурсы присутствуют давно. Так, в июне мы покажем спектакль «Где живёт ветер» на Международном фестивале визуального театрального искусства «Treff» в Таллине и чуть позже — постановку «Вдребезги» на фестивале в Орле.
— На пресс-конференции перед открытием «Царь-сказки» председатель комитета культуры и молодежной политики администрации Великого Новгорода Константин Хиврич сказал, что фестиваль однозначно является брендом города и проводить его нужно ежегодно, а не раз в два года, как сейчас. Возможно ли это?
— Тут важны две составляющие: потребность новгородского зрителя и готовность органов власти.
Публика, как мне кажется, давно уже пресытилась привозными антрепризами с карамельными сюжетами и заигрыванием с залом, ей хочется других тем и честного разговора. Билеты на спектакли «Царь-сказки» были раскуплены в первую же неделю продажи. То есть горожане фестиваль ждут.
Готова ли к ежегодному формату мэрия? Организация форума подобного масштаба — это ресурсы финансовые и человеческие. В нашем коллективе нет освобожденных специалистов, которые занимаются исключительно фестивалем, это делают те же люди, что готовят спектакли «Малого», — артисты, художники, музыканты, осветители, менеджеры, художественный руководитель... И если речь идет о ежегодном проведении, то этим должна озаботиться администрация Великого Новгорода, возможно, создать дирекцию, для которой проведение «Царь-сказки» станет приоритетным направлением.
— Недавно вы приняли участие в работе круглого стола по детской тематике, который проводился в рамках самого известного российского национального театрального фестиваля «Золотая маска». Что обсуждали?
— То, как учреждениям, работающим на юную аудиторию, оставаться молодыми. Ведь у нас, как и у академических театров, артисты от 23-х и старше, но при этом если драматические театры ориентированы в основном на взрослую публику со сложившимся восприятием мира, то наши зрители — самые подвижные и нестандартно мыслящие. Взрослый человек на многие свои вопросы уже получил ответы и спектакли воспринимает с точки зрения созвучности своим взглядам. А дети, подростки, молодежь задают сто тысяч почему и, приходя на постановки, хотят получить ответы, а часто — даже новые задачки для себя. Чтобы уловить тенденции этого поколения, труппам нужно иметь острый взгляд и чуткий слух. И вот с этой задачей, к слову, отлично справляется Городской театр Билефельда, часто поднимающий темы, волнующие молодежь. Убеждена: современный театр для детей должен не морализировать со сцены, а стать интересным собеседником молодой публики. О том, как этого добиться, и шла речь в ходе круглого стола.
— Но ведь и российские детские театры ищут и находят темы. Не зря же в этом году премию «Золотая маска» в номинации кукольных постановок получило «Колино сочинение»...
— Да, это уникальный проект режиссера Яны Туминой продюсерского центра «КонтАрт» из Санкт-Петербурга. В основе — книга Сергея Голышева «Мой сын — даун» и стихи его одаренного ребенка. Деликатная тема раскрыта тонко, вдумчиво и очень красиво. Анна Сомкина и Александр Басланов, играющие любящих родителей, стали лауреатами премии за актерские работы.
И согласна с тем, что театры для юного зрителя в нашей стране, и не только в мегаполисах, стараются держать руку на пульсе времени и отвечать вызовам, которые бросает обществу молодежь.
Фото из архива театра «Малый»