Миссия протоиерея Василия Соловьёва
Многие ли из нас знают свою родословную в три колена хотя бы? А здорово было бы, если какой-нибудь добрый человек занялся вдруг нашими корнями, написал книгу и преподнес нам в дар.
Не сказать, чтобы книжица «Сын земли Солецкой», недавно изданная и посвященная судьбе протоиерея Василия Соловьева (1895–1949 гг.), была из этой серии. Интерес к личности отца Василия в роду наверняка присутствовал. Может, не слишком отчетливый. Все-таки жизнь его по большей части прошла на чужбине. Именно там, в Чехии, и написана эта книжка. Как подарок всем нам — родственникам, землякам и соотечественникам.
Автор — потомок русских эмигрантов Валерий Кулацкий. Материал о батюшке Василии он собирал 15 лет! Встречался с его чешскими внучками, разыскивал российскую родню. Работал в архивах Москвы, Нью-Йорка и целого ряда стран. Для «деревянного инженера» — так Валерий сам себя называет, подшучивая над своей лесной специальностью, — просто подвижнический труд.
И уже имея готовую рукопись, Кулацкий впервые оказался на родине своего героя.
— Хорошо бы напечатать это в России, попросил он, — вспоминает Наталья ЛЕВАШОВА, заведующая отделом культуры и молодежной политики Солецкого района. — Мы спешно подготовили проект на областной конкурс. Чуть ли не в последний вагон сели. И выиграли грант!
Недавно в Сольцах состоялась презентация этого издания.
Чем же так заинтересовал инженера Валерия отец Василий? Оказывается, он был наслышан о нем с детских лет — от бабушки. Например, о том, как отец Василий спас его дядю (тот тогда еще ребенком был) от «черной ангины», считавшейся тогда неизлечимой. Какие молитвы читал — неведомо. Никого в комнату не пускал. Вышел через три часа усталый, взмокший. Сказал, что все будет хорошо. И было хорошо.
В Сольцах эту историю связали с другим священником. Он тоже Соловьев. И к нему тоже шли люди за исцелением. А как умер отец Иоанн, навещать стали его могилку, она, слава Богу, до сего дня цела. Похоронен он был на кладбище, что в нынешнем Горском сельском поселении. Так вот Иоанн Соловьев — отец Василию Соловьеву.
Василий учился в духовной семинарии. В 1916 году его, студента Юрьевского (Тартуского) университета, призвали на фронт. Домой он уже не вернется. В 1917-м вступит в Добровольческую армию Деникина. В 1921-м, как и многие другие русские эмигранты, окажется в Чехословакии. Будет принужден зарабатывать на жизнь на лесопосадках и сельхозработах. Но поступит в Карлов университет в Праге. Закончив философский факультет, не успеет защитить дипломную работу, уедет в Восточную Словакию, откликнувшись на адресованное студентам приглашение чешского архиепископа Савватия по возрождению православной веры. Так начнется его путь служения.
В 1930-м отец Василий принимает просьбу православных села Лютина помочь им организовать и возглавить церковную общину. За короткое время Лютина станет маленькой Меккой для православных не только Восточной Словакии и Чехии, но и Румынии, Польши, Западной Украины. Строится каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Организуется кружок, затем — отдел Союза православной молодежи, детский и церковный хор, исполнявший как духовную музыку, так и классические произведения. Хор отца Василия был даже приглашен на Словацкое радио.
Спустя год Василий Соловьев — благочинный Мукачевско-Пряшевской епархии. Его миссионерская деятельность встречает активное противодействие со стороны греко-католической церкви. Отца Василия частенько приглашали в жандармерию в связи с разнообразными сообщениями о его «незаконной деятельности». Он становится «опасным человеком», ведь «с православием распространяется великорусская идея, а с нею — коммунизм».
С началом войны, германской оккупацией, давление нарастает. И, наконец, в 1944-м Василия Соловьева увольняют с должности администратора православных приходов Словакии с запрещением в священнослужении.
19 февраля 1945-го Советская армия освобождает Лютину. Отец Василий отпевает павших красноармейцев, их хоронят у церкви. И вскоре как бывший белогвардеец попадает на допрос в СМЕРШ. Все православное население села стоит у стен администрации. Люди разошлись лишь после того, как Соловьев был отпущен.
Протоиерей Василий Соловьев славно потрудился на благо православия: к 1947 году в Восточной Словакии было уже 38 приходов, втрое больше, чем в 1930-м. И был полон планов и надежд. Увы, сокрушил его тяжелый недуг — недолеченный туберкулез, которым заболел еще в молодости, в польском лагере для интернированных белогвардейцев. В конце 1949 года батюшки Василия не стало. Был первый месяц зимы. Он и родился в декабре...