Суббота, 28 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Прикоснуться к «Большому» искусству

В кинопрокат вышел фильм Валерия Тодоровского о балете

Режиссер изначально решил, что играть основные роли должны только артисты балета. Чтобы найти главных героинь «Большого», причем в разном возрасте, команда объездила все российские города, в которых есть балетные школы и театры, да еще и зарубеж прихватила. В итоге Юлю Ольшанскую отыскали в Варшаве (выпускница вильнюсского балетного колледжа Маргарита Симонова работает в Национальном балете Польши). А ее подругу и соперницу по сцене Карину сыграла Анна Исаева, уже завершившая танцевальную карьеру балерина. Юлю в детстве представила гимнастка Екатерина Самуйлина, которая, как отмечают критики, берет своей непосредственностью и не уступает в кадре ни Алисе Фрейндлих, ни Александру Домогарову, ни Валентине Теличкиной.

Сценарий писался семь лет, к слову, столько длится и учебный курс в балетной академии. Затем еще несколько лет ушло на подготовку и съемку «Большого».

Но фильм ждали. Во-первых, потому что за него взялся самый «западный» из наших режиссеров среднего поколения («Стиляги», «Оттепель», «Страна глухих», «Любовник»). И, во-вторых, потому что Тодоровский решил замахнуться на балет. Русский балет.

Шаги большого пути

Спившийся артист балета Полоцкий (Домогаров) замечает на улице небольшого городка Шахтинска танцующую девочку, которая таким образом привлекает внимание толпы к себе и отвлекает от юного подельника, таскающего кошельки из карманов и сумок зрителей. Полоцкий, видя талант пацанки, берется заниматься с ней и спустя какое-то время везет в Москву поступать в балетную академию. Там ее педагогом становится бывшая прима Большого театра Галина Белецкая (Фрейндлих). И Юля Ольшанская благодаря своему упорству и способностям, а также покровительству наставницы начинает восхождение...

По словам Тодоровского, название «Большой» пришло сразу, потому что это некий знак: «Большой — это не просто балет и не просто классический балет, это русский балет. Если ты в любой точке земного шара произнесешь слово «Большой», все знают и понимают, о чем речь идет...».

И спасибо режиссеру и сценаристу (Анастасия Пальчикова) за то, что обошли вниманием частые балетные скандалы: нет в фильме толченого стекла в пуантах и подрезанных резинок на балетных туфлях, нет и кислотной атаки на худрука ведущего театра России. Правда, как отмечают кинокритики, нет и самого «Большого» — того самого гиганта, который и по сей день играет главную партию в мировом балете.

Что же есть? История превращения детей в солдат балетной армии, внутренний мир учебного заведения, соперничество, но очень корректное, между лидерами курса, внутренняя ломка девчонок — отдать себя без остатка театру или сойти с дистанции и жить нормальной жизнью.

И сериал, и кино

По признанию Валерия Тодоровского, он делал «фильм-роман». И ему удалось выдержать неторопливую повествовательную интонацию. Но поскольку для экономии средств снимали сразу и для сериала, и для полнометражной ленты, не вышло сделать грамотно нарезку — согласитесь, трудно четырехчасовой хронометраж уплотнить до двух часов, не потеряв при этом логику действия.

И потому сцены перемешаны — только зритель начинает вникать в историю, как его переносят в другой временной отрезок, по настроению с предыдущей сценой практически не связанный. Флешбэки появляются то тут, то там, нарушая ритм повествования.

Все критики, которые посмотрели фильм (а идет уже вторая неделя проката) и написали о нем, сходятся во мнении: в формате сериала «Большой» наверняка заиграет новыми красками. Пока же, увы...

Но посмотреть фильм всё же стоит. Как пишет обозреватель «Киноафиши» Вера Алёнушкина: «Не важно, фанат ли вы хрупких барышень в белых пачках или у вас стойкая аллергия на этот вид искусства. Причина пойти в кинозал одна, и имя ей — Алиса Фрейндлих. Из-за нее «Большой» и стоит смотреть. Она, конечно, переигрывает всех: и Валентину Теличкину, и молодых актрис, вместе взятых. Кстати, это одна из самых сильных ролей в её фильмографии и уж точно лучшая за последнее время. Большая актриса Алиса Фрейндлих стала подлинной королевой «Большого». Не верите? Проверьте сами!».


Фото kinopoisk.ru

РЕКЛАМА

Еще статьи

Для спектакля «Правда — хорошо, а счастье лучше» бутафор «заготовила» сотни наливных яблочек.

И швец, и жнец

Каждый день бутафора не похож на другой, потому что он владеет десятком самых разных профессий

11.12.2024 | Культура

Вдохнуть жизнь в Умку попробует Валерия Горелкина (на фото слева) под руководством режиссёра Натальи Красильниковой (на фото справа).

Тот самый медвежонок

Новгородский театр драмы готовит новогодний детский спектакль «Умка»

11.12.2024 | Культура

Выставка даёт возможность вовлечься в действие рассказа не только эмоционально, но и физически, прикасаясь к предметам того времени.

«Только вёрсты полосаты попадаются одне…»

До весны новгородцы и гости города могут попутешествовать по тракту Москва – Петербург вместе с Пушкиным

04.12.2024 | Культура

По задумке авторов выставочный проект «…изм» имеет своей задачей показать сегодняшний день нереалистического искусства. Перед художниками поставлен вопрос: «Способен ли абстракционизм, активная фаза которого прошла уже в середине XX века, породить новые смыслы или формы?»

«…изм» и другие

Осень Новгородский центр современного искусства проводил пятью новыми выставками

04.12.2024 | Культура

Новые театральные добровольцы проведут с «Малым» три зимних месяца.

Зимняя смена

В новгородском театре «Малый» объявлен очередной набор волонтёров

27.11.2024 | Культура

Спустя 12 лет в Великом Новгороде восстановили постановку про святых Петра и Февронию.

Маленькое чудо

Новгородский композитор Александр Леонов рассказал, как создавал музыку к «Сказанию о Петре и Февронии»

27.11.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 25.12.2024 года

РЕКЛАМА