На экраны вышла лента, получившая Гран-при «Кинотавра»
Новгородцам фильм «Аритмия» посоветовал посмотреть знаменитый режиссер Андрей Звягинцев, приезжавший в город с визитом. Это был второй раз, когда я услышала о картине. Впервые название попалось мне в новостях «Кинотавра», где фильм получил главный приз. Также у него есть премия «Лучшая мужская роль» кинофестиваля в Карловых Варах. Могла бы быть и номинация на «Оскар», но в итоге предпочли выдвинуть «Нелюбовь» уже упоминавшегося Звягинцева. В общем, критики фильм встретили довольно благосклонно. А вот о зрителях этого сказать нельзя. На вечернем сеансе в кинотеатре «Мираж Синема» зал был почти пуст. Виновато ли отсутствие рекламной кампании или фильм действительно очень далек от народа? Давайте разбираться.
Автор сценария и режиссер Борис Хлебников признавался: сначала он хотел снимать романтическую комедию о паре, которая решила развестись, но продолжала жить в одной квартире, потому что новую — попробуй найди. В итоге получилось совсем другое. Комедией фильм уж точно не назовешь. Романтическая линия осталась, но на втором плане. На первый же вышла работа главных героев.
По сюжету Олег — врач на «скорой», его жена Катя работает в приемном покое. Их жизнь текла по установленной схеме, подчиняясь графику смен и дежурств, пока Катя не прислала Олегу смску: «Нам надо развестись». Почему она приняла такое решение, зрителям так толком и не объяснят. Любовная линия вообще вызывает много вопросов. Как эти двое сошлись, что им нравилось друг в друге, сколько продержался их брак? Мы никогда не узнаем. Точно так же невозможно понять, почему герои то ссорятся, то мирятся. Допускаю, что нам пытались показать, будто настоящая любовь — она такая и есть, загадочная и непостижимая. Но вышло не слишком убедительно. Даже счастливый финал выглядит в этой истории не точкой, а запятой. Кто знает, может, через день герои поругаются неизвестно из-за чего.
Что по-настоящему удалось, так это все эпизоды, связанные с работой Олега. Сквозного сюжета тут почти нет, только череда вызовов и людских лиц. Бабушка, которая вечно звонит в «скорую» без всякого повода, молодая женщина с инфарктом, не знающая, с кем оставить дочку, пока сама будет лежать в больнице, пьяная драка, приступ астмы, несчастный случай... В ходе работы над фильмом его создатели собирали рассказы врачей «скорой», и это чувствуется. Тут нет красивой вылизанной картинки. В кадре чаще всего — нагромождение деталей: бардак в квартирах, пестрые халаты пациентов, обшарпанные больничные коридоры. Всё, как в жизни.
Главная проблема тоже жизненная: новый начальник подстанции требует соблюдать строгий регламент и проводить на вызове не больше двадцати минут, а врачи доказывают, что в действительности все устроено сложнее, чем на бумаге. У этой линии нет позитивного финала, да и вообще, по сути, никакого нет. Оттого и доверия к ней больше, чем к романтической истории. Ясно, что при нынешнем положении дел в медицине подобный конфликт не разрешить, он так и будет тянуться годами. Режиссер, в общем, и не предлагает решения — просто показывает состояние дел.
Второе безусловное достоинство фильма — актерская игра. Александр Яценко смотрится в главной роли органично и убедительно, Ирина Горбачева ему не уступает, да и второстепенные персонажи благодаря работе актеров получились запоминающимися.
Картина в целом вышла неровной, несогласованной. Удачных находок много, но цельное впечатление никак не складывается. И впрямь «Аритмия»: фильм запинается, тормозит. Вряд ли режиссер вкладывал в название именно такой смысл, но что вышло, то вышло. Однако при всех своих недостатках — это все же одна из самых удачных российских лент 2017 года, и она стоит того, чтобы потратить два часа на просмотр.
Фото kinopoisk.ru