Одна из экспозиций новой выставочной волны в Новгородском центре современного искусства — трехсотая по счёту
Его директор Сергей ПУХАЧЁВ, впрочем, не уверен, много это или мало. Говорит, все зависит от того, с чем сравнивать.
— Новгородский музей-заповедник каждый год проводит около двухсот выставок, но у них там шестьсот человек, а нас трое. Директор арт-центра «Пушкинская, 10» в Санкт-Петербурге говорил, что после пятисотой потерял счет. Но это случилось на двадцать пятом году, а у нас пока девять. Я думаю, все-таки триста выставок — это немало. Можно вспомнить разные эпизоды. Одну выставку нам доставили за два часа до открытия. Другую пришлось грузить без лифта с двенадцатого этажа. Чего только не случалось! Но самое главное, конечно, не это, а восторг, когда натыкаешься на что-то настоящее, когда знакомишься с человеком и понимаешь, что его работа будет интересна, — считает он.
Открой глаза, и ты увидишь многое
Трехсотая выставка именно такая: интересная, неоднозначная. Ее автор — гость из Санкт-Петербурга Николай САЖИН. Несмотря на то, что он шесть лет учился в питерской Академии художеств, его взгляд на творчество далек от академического. В мастерской, где работает Николай, развешаны черепа животных, расставлены калебасы из тыкв. Их причудливые очертания можно разглядеть и на полотнах художника. Но надо будет присмотреться как следует, потому что на первый взгляд его картины — это просто мешанина разноцветных пятен. Правда, Сергей Пухачёв призывает всех зрителей не судить сгоряча, не отворачиваться от работ художника.
Остановись. Открой глаза. Ты увидишь на холстах многое, но не больше, чем скрыто в тебе самом.
Еще одна деталь: для каждого зала Николай Сажин собирает экспозицию с нуля. За две недели до открытия выставки он приехал в Великий Новгород, чтобы осмотреть центр современного искусства.
— Я больше думал не о содержании работ, а об их размере. Я не ставил себе цель отобрать какие-то лучшие картины, важнее было сделать хорошую экспозицию. В таком случае даже не самые удачные на взгляд автора работы выглядят нормально. А если экспозиция сделана плохо, даже хорошие работы смотреться не будут. Для меня это очень важно, и я всегда отбираю картины по размеру, по цветовой гамме. Для каждого зала — своя экспозиция, это мое правило. Я тут все измерил, нарисовал, где что повесить, и в итоге сделали как надо, — говорит Николай Сажин.
Шёлк и ракушки
Вместе с его выставкой в центре современного искусства открылись еще три. Пожалуй, самая необычная из них — проект «Корейская ручная вышивка и картины-панно из морских ракушек». Согласитесь, шанс познакомиться с традициями закрытой и загадочной Северной Кореи выпадает редко.
У нас работы корейских мастериц скорее назвали бы гобеленами. Всего их на выставке 26, выполнены они специалистами Пхеньянского института вышивки — есть, оказывается, и такой.
— Женщины, которые оканчивают этот институт, сами и рисуют, и вышивают, выбирая подходящую цветовую гамму. А для панно из ракушек их размельчают и приклеивают. У нас говорят так: десять тысяч лет пройдет, а цвет нисколько не изменится, не потускнеет, — рассказал куратор выставки, представитель Корейского центра в Санкт-Петербурге Мин Рим.
Для вышивки используют десятки иголок разной длины. Выполняется она на шелке, шелковыми же разноцветными нитками. На то, чтобы создать большое полотно, даже у опытного мастера уходит год. Традиционные темы — пейзажи, цветы, животные, корейские красавицы в народных костюмах.
В рамках этой выставочной волны зрители смогут увидеть также работы новгородского карикатуриста Федора Комольцева и мемориальную экспозицию памяти художницы Елены Щедриной-Шергалиной. Все выставки будут открыты до 6 мая.
Фото Владимира МАЛЫГИНА