Четверг, 12 июня 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Любовь хранит Кронид,

и, как говаривал старина Дант, пора возвращаться на круги своя

и, как говаривал старина Дант, пора возвращаться на круги своя

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

Вообще-то, Данте Алигьери писал не про кризис среднего возраста. Просто нам, проходившим его, нет-нет да вспомнится начало «Божественной комедии». Хотя бы это. И лишь немногим...

Вот, собственно, и он. Андрей ИГНАТЬЕВ, старший научный сотрудник Музея истории города Боровичи и Боровичского края, филиала Новгородского музея-заповедника. По жизни Андрей Александрович — где-то на дантовом полупутии, но правого направления не утрачивал. Ни в коем разе! Ведь он — главный хранитель музея имени Данте. И представляется в данном качестве как Kronid II. Музей, понятно, у него на дому. Около двухсот книг, между прочим.

Как бы все это объяснить...

— Да всё просто на самом деле, — говорит Андрей Игнатьев. — Когда я стал работать в музее, а это случилось 4 июня 1998 года (не каждый с ходу припомнит свою стартовую трудовую дату, но у него она совпадает с днем рождения. — В.Д.), то в соответствии с обязанностями должен был ознакомиться с фондами. Так и узнал о коллекции Кронида Всеволодовича Гарновского, уроженца Боровичского уезда, дворянина, прожившего вполне себе советскую жизнь. Это был необычный человек, начиная с самого своего имени. Кронос в древнегреческом пантеоне — бог времени и судьбы. Для меня лично это — ключевые слова. Боровичской коллекции мне показалось мало, и я отправился в Санкт-Петербург. Там на Васильевском острове в мемориальной квартире писателя Виталия Бианки находится архив Кронида Гарновского. Дело в том, что, несмотря на разницу в возрасте (Кронид Всеволодович помладше), они были дружны. Гарновский частенько бывал у Бианки и даже жил в его доме, когда писатель с супругой куда-нибудь уезжал. Я неожиданно столкнулся с тем фактом, что в 1930-е годы Кронид Гарновский перевел 17-ю песнь «Ада» «Божественной комедии». Захотелось понять, почему молодой человек, к тому же — сотрудник музея, как и я, взялся за такое дело?

— Словом, попали под обаяние личности?
— Слишком много точек совпадения: путешествия, наука, литература, Данте... Удивительная, трогательная биографическая история — переписка Кронида Гарновского с Ириной Кнорринг. К сожалению, сохранились только ее письма. Письма влюбленного в нее Кронида Всеволодовича она сжигала. Потому что Ирина Григорьевна находилась в одном из сталинских лагерей. Его принцесса в телогрейке.

— Его муза, Беатриче?
— Да, несомненно! Трагическая неразделенная любовь. К 100-летию со дня рождения Кронида Всеволодовича у меня вышла книга «Vita Nuova». Но я считаю себя только составителем. Авторы они — Кронид Гарновский и Ирина Кнорринг. И потом у меня начался дантовский период. Я почувствовал потребность понять этот очень важный для литературы и культуры миф, в разное время пленявший многих выдающихся наших соотечественников. Пушкин, Гоголь, Герцен, Достоевский, Гумилев, Ахматова — много кого можно назвать. Но как литературный краевед я стараюсь придерживаться почвы, ограничивая круг почитателей Данте теми, кто по судьбе связан с Боровичами или, если посмотреть шире, с новгородской землей. Иван Матвеевич Муравьев-Апостол, его двоюродный брат Михаил Никитич Муравьев, Николай Александрович Львов, Гаврила Романович Державин...

— Хорошая компания у Кронида Всеволодовича.
— И его брата Виталия, сочинившего, кстати сказать, подражание «священной поэме». В «аду» у него — цензоры, критики, издатели и редакторы. «И тут меня объял озноб морозный...» — это пишет редактор районной газеты, которому самому «стоять пеньком средь них».

— Вы — романтик?
— Данте притягивал людей, не чуждых романтических настроений. Каковыми были как итальянские карбонарии, так и русские дворяне-декабристы. Что до моей скромной персоны, то я, как мне кажется, достаточно рационален, хотя и пишу стихи. Я — литературный краевед, но, как ни странно, именно с этой точки зрения мне Данте особенно близок. Он очень точен. Путешествуя по «аду», он все время оставляет пометки, позволяющие узнать какие-то уголки Флоренции, Сиены или Венеции. В Италии экскурсоводы этим пользуются.

— А вы были в Италии?
— Уже дважды побывал. Когда я приехал во Флоренцию, то меня поразила какая-то родственность, теплота. Чувство колыбели, дома. Может, потому, что там много синего. И само небо. А музей Данте мне не понравился — там мало его самого. Это, скорее, музей Флоренции.

— Когда ждать вашу новую книгу про Данте на боровичской земле? Я имею в виду его творческое присутствие.
— Я понимаю. Позволю себе поправку: на новгородской земле. Книга будет. Ориентировочно дата издания очевидна: в сентябре 2021 года исполнится 700 лет со дня кончины великого итальянца. Так что время у меня еще есть. И это не должно остаться мечтой. Могу сказать, почему. Я не тот, кого устраивает жизнь без результата. Занимался окуловской историей — вышли книги. Занимался литературным краеведением — тоже есть издания. Всего у меня на данный момент 10 книг, считая три сборника стихов.

— В вашей коллекции есть что-то, кроме переводов Данте?
— Книги о Данте. Впрочем, есть как бы исключение из правила. Это роман, который так и называется — «Музей имени Данте». Его сочинил один московский писатель, который встречался со мной, читал мою «Vita Nuova», он даже мне придумал там образ.

— Положительный?
— Как вам сказать, главный герой там — сам автор. А я... Знаете, мне остается только надеяться, что я не так мелок, как тот человек, что выглядывает из-под обложки. И ничего такого уж путаного во мне нет. Во всяком случае, я точно знаю, чего хочу.

— И чего же в таком случае вы хотите?
— Если о будущей книге, то мне кажется, она должна быть рождена для дружбы. Я имею в виду дружбу между странами, хотя бы — городами. Пусть это будет маленький, но вклад во что-то хорошее.

— Как это перевести? Не лингвистически, а практически.
— Всему свое время. Если обстоятельства не созрели, то и не будет ничего. А вообще... Великий Новгород и Флоренция, почему бы нет? Его же сравнивают с нею: северная Флоренция, говорят. Тут и исторические параллели какие-то: купцы, республиканское устройство.

— И при всем при том — Средние века. Как осовременить тему, вызвать интерес?
— Безусловно, мне хотелось бы вызвать интерес. Это сложно, есть сомнения. Но в конце концов, при чем тут Данте? Бессмысленно подгонять его под наши стандарты. Наше время фрагментировано, наше сознание страдает клиповостью, а у Данте – стройная структура произведения как следствие целостности миросозерцания.Он – Учитель. Это нам надо тянуться к таким, как он. Я не хочу сказать, что боготворю Данте. Нет, моей русской душе ближе Достоевский. Я много кем из наших великих переболел, но теперь точно могу сказать, что Достоевский — главная моя любовь. А Данте, он другой. Из другой эпохи, другой культуры, языка. И вместе с тем как гениальный человек он универсален. Когда я слышу, что Данте — это автор кругов ада, это мрачно, хочется тут же возразить: это свет, это человек, пошедший к Богу (являвшемуся людям, жившему среди них), это, в конце концов, настоящий гимн любви.

— На том и заканчивается «Божественная комедия» — словами «Любовь, что движет солнце и светила».
— Мы видим в ней торжество женщины. Есть тип мужчин, для которых женщина — не только прекрасное, но и главное. Таким же был и Кронид Грановский. Кстати, вы не спросили, почему я представляюсь Кронидом II.

— Как я заметил, должность Кронида I уже занята.
— Но нигде не сказано, что в будущем ее не займет кто-то третий. По крайней мере, мне очень этого хочется. Чтобы у хороших дел были наследники.

Фото из архива Андрея Игнатьева

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Вечера у Карамазовых»

«Вечера у Карамазовых»

В Старой Руссе прошло первое представление возрождённого летнего театра

10.06.2025 | Культура

Вот тебе и Егорьев день

Вот тебе и Егорьев день

Новгородские мастера обыграли в своих изделиях тему «Рогатые-бодатые»

10.06.2025 | Культура

Двигаемся дальше

Двигаемся дальше

В Великом Новгороде назвали победителей Второго фестиваля молодого кино и анонсировали третью встречу

04.06.2025 | Культура

Частушка как признание в любви

Частушка как признание в любви

В Доме-музее Успенского прошёл самый душевный фестиваль года

04.06.2025 | Культура

Три девицы

Три девицы

В краеведческих музеях Новгородчины работают сотрудницы-роботы

28.05.2025 | Культура

Картины из петелек

Картины из петелек

Благодаря областному гранту в хвойнинском Центре ремёсел будут развивать новый вид рукоделия

21.05.2025 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.06.2025 года

РЕКЛАМА