Вторник, 05 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Без царя в сказке

Незаконченная пьеса для игры в четыре руки на скандалине

Как-то неспокойно композиторам в Великом Новгороде. То Рахманинову предложат съехать, то Чайковского коснётся жилищный вопрос. Так и так, Пётр Ильич, вы это, музицируйте покуда, а только рояль ваш надо будет куда-то определять. Ремонт-с.

И ведь да, назрела необходимость привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности, доступности для маломобильных граждан и вообще осовременить здание на проспекте Мира, 32-а, занимаемое музыкальной школой имени Чайковского и театром «Малый». Простите, театром и школой. Порядок слов имеет значение.

Проект готов с 2017 года, в 2018-м прошел госэкспертизу. Осталось дождаться от Федерации денег и — вперед. Как же так вышло, что из позитива вырос негатив — потоки жалоб по инстанциям? И все — серьезные инстанции: представительство президента в СЗФО, прокуратура, Министерство культуры...

Источник этих обращений — родители детей, обучающихся в музыкальной школе. Десятки подписей. Бурное обсуждение еще не начавшейся реконструкции в Сети. Есть такая страничка «ВКонтакте» — «Отстоим музыкальную школу». От кого и почему?

Цитирую письмо в Министерство культуры: «Проект реконструкции предполагает изменение (в сторону уменьшения) площадей, занимаемых музыкальной школой... в значительной части кабинетов фактически не будет окон (оконные проемы закроет пристройка к зданию для театра)!».

У тех, кто это подписал (письмо гораздо длиннее на самом деле), создалось мнение, что реконструкция подразумевает интересы только театра в ущерб школе.

Кто вы такие?

Само развитие событий очень даже дало повод так думать. Ведь что сделали наши чиновники? Они недвусмысленно продемонстрировали школе ее вторичность. Лишили права оперативного управления в части здания, занимаемого ею (это немалая часть: школьное крыло — 2–4 этажи). Хозяином стал только театр. Поставили администрацию детского учебного заведения перед свершившимся фактом: вот утвержденный проект реконструкции. Ни заказчику, а это Управление капитального строительства, ни разработчикам из института «Новгородпроект» и в голову не пришло заблаговременно обсудить какие-то детали со школой, в которой, представьте себе, учатся музыке более 400 детей. Педагогов напугали перспективой перемещения на период реконструкции аж в три здания. Возникли опасения: а вернется ли вообще школа в это здание? Мало ли в других российских городах было уже реконструкций, плавно перетекавших в оптимизацию?

А затем начались попытки как-то погасить разгоравшийся конфликт. Из мэрии пошли заверения, что никто и ни в коем случае не собирался ущемлять школу, что она, безусловно, вернется, что переезд может состояться не раньше 2020 года...

Вот и мэр Великого Новгорода Сергей БУСУРИН на личном приеме пытался успокоить родителей. Пообщавшись с Сергеем Владимировичем, они почему-то принялись составлять жалобы.

По совпадению именно в день сбора подписей состоялась встреча с участием директора школы Елены ЗВЯГИНОЙ — с одной стороны, и председателя комитета культуры и молодежной политики городской администрации Константина ХИВРИЧА, художественного руководителя театра «Малый» Надежды АЛЕКСЕЕВОЙ, а также представителя УКСа и автора проекта — с другой. Разговор проходил без свидетелей, вроде просочившейся прессы и представителя родительского комитета. «Это мой кабинет!» — Надежда Вениаминовна захлопнула дверь.

Да будет свет

Впоследствии я получил из театра «Малый» письменный комментарий за подписью шеф-координатора Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка» Татьяны БОБРОВОЙ.

Там сказано, что театр не первый год говорит о проблемах здания и история эта всегда публично освещалась в прессе; что о планируемой реконструкции были оповещены оба руководителя — и Алексеева, и Звягина. Ну а за подробностями — информацией о дальнейшем развитии событий — это к пресс-центру горадминистрации.

Хотелось, конечно, задать Надежде Алексеевой несколько вопросов лично, в том числе уже и по поводу данного комментария, но нет так нет.

После продолжительной, оживленной и интонационно насыщенной беседы за закрытыми дверьми стороны совершили обход помещений школы. И обнаружили там немало любопытного. Это был творческий акт. Я видел, как рождаются некие новые планировочные идеи: «А если кладовку сделать вот тут, а класс перенести вот туда?». «А давайте мы тут поставим стену из стеклоблоков, и в классах будет светло!».

Идея с блоками, надо полагать, происходит от того, что планируемая пристройка все-таки бросает тень на учебный процесс. И тем, кто писал письмо в Минкульт, это не кажется.

Класс! Правка проекта, что называется, на коленке. Впрочем, устная и ни к чему не обязывающая.

По окончании громкой согласительной беседы некоторые ее участники согласились побеседовать с «НВ».

Константин Хиврич излучал оптимизм. Говорил о возможных точечных изменениях в проекте перед началом строительных работ, о том, что надо постараться, чтобы школе не пришлось провести в другом месте более одного учебного года (само собой, это должно быть одно здание, и, вероятно, это будет педагогический колледж по улице Нехинской), о том, чтобы у нее появились новые музыкальные инструменты...

«Мы договорились», — выдохнула Елена Звягина. С ее слов, надо исходить из того, что нового проекта уже не будет. И если школа после реконструкции все же не потеряет в площади и в помещениях, то это в данной ситуации уже хорошо. «Будем собирать родителей», — пообещала Елена Ивановна.

Из последнего

Прошел май, на календаре — уже начало июня. Никто и никого больше не собирал. Ни учителей, ни родителей. А ведь «кипит их разум возмущенный», не понявший резкой перемены настроения директора. Письмо по министерскому адресу — весьма жесткое. В конце так вообще высказывается требование отозвать заявку возглавляемого Константином Викторовичем комитета на получение федерального финансирования.

Вероятно, это выглядит чересчур эмоционально и как-то даже непатриотично. Елки-то палки, более 400 миллионов рублей на кону! Но, господа, вы сами спровоцировали такую реакцию. Вот эти люди, подписавшие такое письмо, они, представьте себе, не верят вам на слово.

«Я как юрист в это не верю, — сказала мне Елена ДАНИЛОВА. — Нужно идти честным и легальным путем: признать свой «косяк», отозвать заявку и внести в проект полноценные планировочные изменения. Но это же вопрос времени и дополнительного финансирования!».

Из комитета культуры и молодежной политики родителям учащихся пришел ответ за подписью Константина Хиврича:

«В случае выделения федеральных средств планируется проведение работ по реконструкции здания, в результате которой театр получит современные театральный зал и фойе, помещения для обслуживания сцены, профессиональные технические средства и репетиционные пространства, театральные цеха, гримерные, мастерские и студии.

Реконструкция помещений школы предполагает устройство парадного входа в остекленной лестнице, устройство новой эвакуационной лестницы и лифта. Площадь помещений школы не уменьшится, деревянные рамы окон будут заменены на стеклопакеты».

Константин Викторович официально это обещает. Даже рамы заменят!

Кроме того, 20 мая состоялось заседание комиссии по социальным вопросам Думы Великого Новгорода. В частности, решено создать «межведомственную рабочую группу по вопросу переезда МБУДО «Новгородская городская детская музыкальная школа имени П.И. Чайковского» и МБУКиИ «Театр для детей и молодежи «Малый» и проработки проекта реконструкции здания с руководством МБУДО «Новгородская городская детская музыкальная школа имени П.И. Чайковского»; разработать план-график проведения реконструкции здания (…) с целью обеспечения сохранности музыкальных инструментов, которые планируется оставить в здании на период реконструкции».

Хотя бы так. Что сказать, поживем — увидим. Хотя есть ощущение, что относительно правильных выводов из случившегося — по-прежнему недобор. С людьми надо считаться, уметь с ними общаться, а если допущена ошибка, то и принести извинения. Вместо этого видим желание тему замять, а проблему — пересидеть. Господа, вы сами готовите поле под оппозиционный посев. И формируете тот настрой, что иногда не грех и пошуметь. Ведь промолчи школа, не встань за нее родители, и кто знает...

С десятилетием детства вас

В заключение хочется сказать несколько слов о приоритетах. Я не знаю, кто и как лоббировал и лоббировал ли «односторонний» проект. Есть некая данность. Допустим, не каждый новгородец знает, что в здании на Мира есть еще и школа. Просто театр больше на слуху. Его известность превосходит пределы Великого Новгорода и нашей области. И это — заслуга коллектива, его руководителя Надежды Алексеевой.

Сейчас у нас в стране — Год театра. Претендовать на субсидию из федерального бюджета (в рамках программы «Культура») тоже мог только театр.

Но это не вся музыка. Вспомним-ка, что мы, вообще-то, живем в десятилетие детства. Оно тоже объявлено в стране. 2018–2027 годы. Все ровно официально. Вспомним и о том, что музшколы министерству с его «культурной» программой — тоже не чужие. Например, в решении коллегии Минкульта от 8 июля 2017 года говорится, что следует «считать работу по сохранению и развитию ДШИ (детских школ искусств. — В.Д.) одним из приоритетных направлений». Еще говорится про «дорожную карту» по перспективному развитию ДШИ.

А не далее как в марте этого года дирижер из Ростова Валентин УРЮПИН, лауреат президентской премии, во время неформального общения с главой государства заметил: «Если наша система детских музыкальных школ перестанет существовать в нынешнем виде, гипотетически, то в очень скором времени в оркестрах некому будет играть. И на концерты некому будет ходить. Важно, кто играет и кто приходит в зал».

От себя добавим, что это важно и для зала театра.

И знаете, Владимир Путин с ним согласился. Потому что России нужны культурные, образованные люди. И в наших школах их учат. Несмотря ни на что.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Гостей фестиваля вновь ждёт погружение в классику. Но на этот раз — и не только.

Достоевский. Новое

Знаковый театральный фестиваль сменил формат и расширил масштабы

30.10.2024 | Культура

Фильм представили продюсер Сергей Сельянов и исполнительный продюсер Наталья Смирнова. Проект снят кинокомпанией СТВ при поддержке Фонда кино.

Есть искра

Премьерный показ «Огнива» в Великом Новгороде не оставил зрителей равнодушными

23.10.2024 | Культура

Дмитрий Гусев и Мария Шадчнева — союз художников, соединяющих времена.

Ворота на Север

«Полюбите, как любим это мы», — говорят нам своими картинами Дмитрий ГУСЕВ и Мария ШАДЧНЕВА

23.10.2024 | Культура

Только не играть

Что нужно сделать, чтобы на 30 секунд попасть в кинокадр?

02.10.2024 | Культура

Директор Киномузея Валерий Рубцов за два дня был введён в спектакль и сыграл на премьерном показе профессора Муромцева

Сюрпризы нового сезона

Писатель Евгений Водолазкин посмотрел премьерный спектакль Новгородского театра драмы по мотивам своей книги «Авиатор»

02.10.2024 | Культура

В библиотеке созданы привлекательные пространства, оснащённые цифровыми ресурсами и технологиями.

Не только чтение

В селе Марёво открылась вторая в этом году модельная библиотека, созданная по нацпроекту «Культура».

02.10.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 30.10.2024 года

РЕКЛАМА