Киносеансы с тапёром станут для новгородцев постоянными
Далеко не каждый российский кинотеатр может похвастаться сеансами немого кино под живую музыку. А новгородский Киномузей может. Начиная с февраля сеансы с тапёром* станут постоянной составляющей программы показов.
Своё место за пианино новгородка Анна КРАЙНЮКОВА нашла давно — успешно закончила Детскую музыкальную школу в Дагестане. Переехав в Великий Новгород, начала осваивать «джазовое фортепиано» в колледже искусств имени Рахманинова. Попробовать себя в роли тапёра без пяти минут выпускница решила внезапно — из чистого любопытства. Дебютной стала работа над картиной «Ночь перед Рождеством».
— Прежде всего ремесло тапёра предполагает владение инструментом. Чем больше средств музыкальной выразительности в руках музыканта, тем оригинальнее получится звуковая дорожка. Из классики — как озвучить падение Чарли Чаплина с лестницы? Используя хроматическую гамму, например, — рассказывает Анна. — Всё это можно совмещать с основной музыкальной линией. В общем, постепенно процесс затягивает, с появлением опыта приходят новые идеи. Раньше я «озвучивала» выступления новгородских поэтов, это чем-то схоже. Хотя в кино динамики явно больше.
Подготовка к живому киносеансу требует близкого знакомства с картиной. В первую очередь тапёр Анна выбирает одно произведение или несколько из своего репертуара, которые наиболее удачно соответствуют настроению кино, с помощью импровизационных переходов они объединяются в одну дорожку, которая украшается всевозможными акцентами, зависящими от сюжета кинокартины.
Кстати, также в феврале у Анны состоится ещё один дебют. На этот раз она попробует озвучить мультфильмы режиссера Владислава Старевича. 16 февраля в 18.00 вы посмотрите «Месть кинематографического оператора» 1912 года (6+) и другие мультфильмы. О своих планах музыкант пока рассказывает скупо: возможно, подойдут пьесы из «Детского альбома» Чайковского, и у гостей сеанса будет возможность услышать что-то давно известное, но в новой, нетипичной трактовке.
* тапёр (от фр. — хлопать, стучать) — во второй половине XIX — начале XX вв. музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы. Название профессии произошло от манеры исполнения: зачастую в наличии имелось лишь пианино низкого качества, на котором приходилось играть, буквально стуча по клавишам.