Как Новгородский музей-заповедник растолкует подросткам 73-й ФЗ
В начале лета Новгородский музей-заповедник выпустит новое издание об охране памятников истории и культуры. Особенность в том, что книга-энциклопедия «Сохранить как… Культурное наследие» рассчитана преимущественно на подрастающее поколение и должна помочь юному читателю разобраться в непростой, но важной, особенно для нашей области, правовой теме.
О проекте «НВ» рассказала Маргарита КОВАЛЁВА, автор-составитель книги.
— Маргарита, говорить с молодёжью о культурном наследии в любом случае трудно. Как к этому разговору подошли вы?
— С командой единомышленников уже несколько лет работаем с музеем-заповедником. Вместе с сотрудниками этого учреждения делали детский путеводитель по Великому Новгороду и области, путеводитель-игру по «Витославлицам», готовили издание «Новгородская крепость» к открытию экспозиции в Белой башне. В общем, начинали с конкретных объектов, а сейчас обратились к более широкому и очень серьёзному направлению. За его освещение мало кто решался взяться, а уж писать об этом для детей — тем более. Потому что тема сложная. И это действительно смелый шаг для музея. В основе проекта — 73-й федеральный закон об объектах культурного наследия Российской Федерации, от него мы и отталкивались.
— Главная задача проекта?
— От простого — рассказать, показать, обратить внимание на тему охраны памятников — до более сложного: донести, что это всё не что-то чужое, а имеет ценность конкретно для тебя. В том числе человеческие истории не только твоей страны, но и твоего города, возможно, твоей семьи. В общем, наша задача, во-первых, рассказать, как и что устроено в деле сохранения культурного наследия, а во-вторых, пробудить личный интерес читателей.
— На сегодняшний день это — актуальная тема?
— Более чем. И это, в частности, хорошо заметно по петербургским историкам и краеведам. Они привлекают новые силы, проводят акции неформально и увлекательно.
— И всё же как заинтересовать изданием, в основе которого — федеральный закон?
— В книге есть героиня — девушка-подросток: энергичная, желающая всё попробовать на собственном опыте, и её история. Под угрозой разрушения — мельница, которая дорога её семье. Юная леди начинает размышлять: сначала о том, чем интересна и ценна мельница, потом изучает вопрос более серьёзно и понимает, что старинная постройка важна не только для её семьи. И выясняет, как сделать так, чтобы мельница не разрушилась окончательно, помощь каких специалистов для этого нужна. Мы показываем процесс сохранения культурного наследия изнутри: рассказываем про ЮНЕСКО, реестр памятников России, говорим, как проводится экспертиза объектов, как их можно приспосабливать для современного использования.
— Конкретные примеры в книге есть?
— Да, чтобы понять, что к чему, героиня путешествует по новгородским памятникам. Но оценивает их не столько как турист, а с точки зрения работы реставраторов, возможности приспособить сооружение под современные нужды. А изучая ту или иную сторону вопроса, хочет стать то археологом, то реставратором, то историком, то экскурсоводом.
— Надо думать, что подростками читательская аудитория издания не ограничивается?
— Взрослому читателю книга будет не менее интересна. Она наверняка окажется полезной учителям, библиотекарям, педагогам допобразования, преподавателям краеведения, а также широкой аудитории.