Художница Елена Золотарёва размышляет, какой была дореволюционная Старая Русса
Елена ЗОЛОТАРЁВА — преподаватель Старорусской детской школы искусств (ДШИ). Человек творческий, она постоянно совершенствует свои педагогические и художественные навыки. Так, несколько лет назад разработала спецкурс по новгородской керамике. «НВ» тогда писали об этом.
— В ДШИ был оборудован гончарный класс, где мы с ребятами занимались. Но в прошлом учебном сезоне его закрыли на ремонт. И на время пришлось отложить свои творческие изыскания по керамическому направлению, — рассказывает Елена Алексеевна. — Но начались другие — по цветной графике.
Художница говорит, что пишет картины о провинциальной жизни, причем не столько о современной, сколько из прошлого Старой Руссы. В манере цветной графики тонко прорисованными предстают улочки и дворы купеческого города. Вот вид на Никольский храм с Пушкинской улицы, а вот — перекрёсток Крестецкой и Ильинской (сейчас — Минеральная), где некогда стояла часовня Святого Пророка Ильи, которую на своей картине и изобразила Золотарева.
— Когда берусь за новую работу, изучаю старые фотографии места. Иду туда и представляю, как оно могло выглядеть в XIX — начале XX вв. Потом рассматриваю детали одежды рушан того времени. Я не копирую фотоизображения, а передаю свое видение улиц, дворов, площадей, но с учетом исторических сведений. Так у меня появляются не сохранившиеся до нашего времени церкви, торговые лавки, — продолжает Елена Алексеевна. — К слову, только что вернулась с пленэра из Боровичей, где сохранились купеческие кварталы. Рисовала эти необычайно красивые дома. И думаю, что использую их в будущих своих провинциальных картинках. А почему нет? Ведь Русса тоже была богата на купечество, а дома, полагаю, по своей форме, конструкциям, оформлению были схожи с боровичскими.
Недавно Золотарева закончила серию работ «В гостях у Фёдора Михайловича», в которых постаралась представить интерьеры дома Достоевского.
Она изучила литературу и изображения всех квартир и домов — в Москве, Санкт-Петербурге и, конечно, в Старой Руссе, где писатель останавливался или подолгу жил. И собрала свой меблированный набор.
По словам художницы, знатоки жизни и творчества Достоевского указывают ей, что нет сейчас в музейных экспозициях таких предметов. На что она отвечает, что вполне могли там быть — при Федоре Михайловиче.