На днях виделся с князем. Он на самого себя был не похож: ботфорты, шляпа, усики при том. К чему этот маскарад? Буду, говорит, гулять с дамами и делать реверансы.
Всё просто: в город снова пришёл фестиваль исторического кино. И Михаил Камакин, студент областного колледжа искусств имени С.В. Рахманинова, облачился в XVIII век. Для антуража. Хотя до того почти год князем ходил. Его многие в городе так и представляют — по спектаклю «Сказы о земле новгородской». Один из сказов — об Александре Невском — ныне оказался весьма кстати. Под знаком 800-летия Александра Ярославича живём. По крайней мере, на всех юбилейных мероприятиях в музее-заповеднике студенческий театральный коллектив с фрагментами спектакля выступал.
— У нас все ребята творческие, — рассказывает Светлана ВЕРДЫШ, преподаватель режиссуры и актёрского мастерства, руководитель курса по специальности «Народно-художественное творчество». — Мы с ними немало спектаклей поставили. Почему на роль Невского выбрали Мишу Камакина? Конечно, важна фактура. Но это — только внешнее. А Миша, он внутри себя трепетный, восприимчивый и справедливый. И у него получилось, я думаю.
А вот что говорит о том, как вживался в роль, сам Михаил:
— Сначала было как-то не очень. «Миша, ты — как сопля! — говорила режиссёр. — Александр Невский таким не был!». Я не обижался. Это надо понять: он ещё не был Невским, а уже был Храбрым! И если его так называли, то это уже говорит о многом. Совсем другое время было, куда суровее нынешнего. А человек, которому нет и двадцати, берёт город вот так и начинает им управлять.
Он сжимает поднятый кулак: вот так! И когда в спектакле надо говорить главные слова — «Не в силе Бог...» — они там тоже звучат на «вот так». Убеждение — это сила.
— Вера, — говорит Миша. — Я с детства ходил с мамой в храм, учился в православной школе. И понимаю такие вещи. Так было: кто победил, тот и прав. А Невский другой вкладывал смысл: за кем правда, тот и победил.
Похоже, жаль будет расставаться с образом? На это Михаил с «дружиной» (я застал его в киноцентре с однокурсниками Леонидом Антиповым и Михаилом Рупаковым) отвечают: а мы и не собираемся с ним расставаться! «Сказы» — это красивая история: выигранный грант (руководителем проекта была преподаватель Ксения Дубовая), участие студентов в написании сценария, передача спектакля как эстафетной палочки от старших курсов младшим. Но когда закончится учёба, почему не создать что-то своё? Вот эта троица — два Михаила и Леонид — хотели бы организовать свой театр. Да! К слову, от распределения ролей их дружба не зависит. Антипов первым на курсе пробовался на роль Невского. А Рупаков — да и он мог бы.
— Театр — это, конечно, мечта, — соглашается Михаил Камакин, — но почему не помечтать? Тем более если ты не всегда понимаешь и принимаешь, что ставят другие. Так важно иметь единомышленников, и чтобы работа была в радость.
Не потому ли одна из его любимых эпох, которую приходилось уже играть, — Советский Союз?
— Мы погружались и в ранний период, и в поздний. Во времена БАМа. Надо, ребятки. И ребятки ехали строить. Я так себе это представляю. Если вдуматься, то даже их песни, которые мы пели... Ну, например, вот эта: «Комсомольцы-добровольцы, мы сильны нашей верною дружбой». О чём это? Очень хочется сделать что-то значимое, одно на всех.
Между тем в киноцентре начала собираться публика. Михаил в своём костюме на пути к гардеробу явно притягивал взгляды. «Можно с вами сфотографироваться?». — «Да, конечно». Михаил встаёт, и его шляпа устраивается где-то поверх партнёров по фотосессии. Послушайте, а почему, собственно, Александр? Чем не Пётр?