Центр современного искусства отправился на летний отдых, открыв для новгородцев три новые выставки
Закрытие очередного творческого сезона Новгородский центр современного искусства традиционно совместил с открытием выставочной волны и акцией «Белая ночь современного искусства»: пятница, настоявшаяся жара и лето в перспективе только способствовали лёгкой атмосфере. Гостей-новгородцев в залах собралось много, идейный вдохновитель проекта, искусствовед Сергей ПУХАЧЁВ был бодр, авторы картин оригинальны и харизматичны. Творческую обстановку уместно дополняли самая разнообразная музыка в Центре и за его пределами, крафтовое пиво (об этом чуть позже) и кино на свежем воздухе. В общем, событие удалось!
Тем, кто открытие волны пропустил, расстраиваться сверх меры не стоит: выставки ждут гостей и обещают большой глоток искусства.
Живопись Белого
Под занавес культурного сезона в КЦ «Диалог» открылись сразу три не похожих друг на друга экспозиции.
Масштабная, образная живопись Хачатура Белого из Армении — это поиск свежей выразительности в многообразии приёмов и направлений искусства. Есть у него произведения радостные и грустные, лирические и монументальные, философские и игровые, реалистические и концептуальные, традиционные и модернистские. Но каково бы ни было настроение, оно льётся на зрителя с полотна, неминуемо настигая и поглощая его.
Сам Хачатур педантично делит свою живопись на три периода, о чём и рассказал на открытии. Условно их можно обозначить как «сюрреалистический пейзаж», соединение фигуративизма и абстракции и экспрессивный реализм. Конечно, они перетекают и наслаиваются, не имея четких границ. В графике царит певучая, как бесконечная мелодия, линия. Особенно остроумно применяется им графика в росписи по фарфору, где рисунок вписывается в ограниченные и подчас замысловатые формы.
Не забыл мастер упомянуть и то, что сейчас в его творчестве наступил совершенно новый этап, созвучный времени. Плодов этого периода на выставке, понятно, нет. Но они обязательно появятся и будут звучать иначе, чем предыдущие.
Жизнь на грани
Для художников, назвавших свою выставку «ПО/ГРАНИ/ЧНИКИ», близость к границе — живая данность, а не метафора, поскольку они живут на окраине. О чём же речь?
О том, что Псковщина граничит с Евросоюзом, где начинается «чужая земля». Но чужое не значит неизведанное: всякий «пограничник» готов перейти границу, преодолеть изначально заданную «ограниченность».
«Художники-пограничники» Анатолий Жбанов, Эдуард Шарипов, Виктор Тимофеев, Николай Москалёв, представляя псковское региональное общественное движение «Псков-Арт», позиционируют себя в качестве свободных экспериментаторов, легко пересекающих границы в искусстве, ломающих пределы дозволенного, отменяющих привычные определения. Грани — квадрата, таланта, веков — служат для них пропуском к открытию нового и необычного в искусстве.
«Художники работают на грани дозволенного и недозволенного. Мы бывали у них в гостях, выставлялись там. После чего картина мира моя резко изменилась», — признался Сергей Пухачёв.
Сергей ПУХАЧЁВ, искусствовед:
– В уходящем сезоне в качестве эксперимента мы решили отойти от современного художественного языка и прикоснуться к классическому, посмотреть, как отреагирует публика. Начали работать с Российской академией художеств. Публики больше не стало, качественно она не изменилась. Поэтому эксперимент будем завершать. Хотя привезённые нами работы — это произведения высоких профессионалов. Но они пишут так, как будто и не было XX века. А мы будем искать «Свиное рыло». Сейчас мы берём перерыв. А откроемся в сентябре. Планируем начинать сезон что-то вроде «Белой ночи современного искусства».
Онфим и «Свиное рыло»
Наконец, ещё один выставочный проект, «Онфим и Свин», от хорошо известных в Великом Новгороде питерских «Колдовских художников» вызвал на просторах новгородских соцсетей настоящую дискуссию ещё до открытия экспозиции, что само по себе показательно.
«Колдовские художники» привезли в славный древний город свои новые картины, созданные за прошедшие два года. А новые картины — это всегда новая история…
Вот, например, к мальчику Онфиму, одному из исторических символов Великого Новгорода и всей России, приходит в гости поросёнок Свин. Что нового даст эта встреча? Чему может научить поросёнок ребенка? Рисовать? Хорошо учиться? Или курить папиросы и пить вино?
Вышло так, что части горожан не слишком понравилось, что петербуржцы «покусились на святое» — новгородского Онфима — и «использовали его» в собственных целях.
— Ну, во-первых, никто не доказал, что Онфим — мальчик. Может, это был взрослый мужчина, что вот-вот научился писать. Во-вторых, как у людей вообще обстоят дела с чувством юмора? Ведь есть Винни-Пух, Буратино, мало ли кто ещё. И как только их образы не тиражируются, — прокомментировал Сергей Пухачёв. — Существуют люди, которые считают, что мастер напишет или нарисует, и мир изменится, если сделать это правильно. Но это не так. Если рисовать Онфима-пионера, то ничего не изменится в лучшую сторону. Мир будет лучше, если писать свободно и хохотать над этим миром, над его пороками.
Сами «Колдовские художники» в лице Николая КОПЕЙКИНА, открывая выставку, отметили, что никого не хотели обидеть, естественно.
— Люди с чувством юмора нас поймут, а кино про товарищей Огурцовых уже снято. Кстати, в нашу петербургскую галерею «Свиное рыло», одно из самых популярных мест города, разрешено приходить с собаками, кошками, на роликах, с мороженым и пивом. Мы и вам привезли крафтовое от наших друзей. Так что пейте, наслаждайтесь и никого не осуждайте, — подытожил Копейкин.
Теги: Великий Новгород, Диалог, выставки, культура