Несмотря на дистанцию со зрителем, театр для детей и молодёжи «Малый» не останавливал репертуар и готовил премьеры
Очередной, 32-й по счёту творческий сезон в новгородском театре для детей и молодёжи «Малый» завершен. Он ознаменовался послаблением и в итоге снятием ковидных ограничений. Каким было возвращение в привычный график работы, рассказала художественный руководитель театра Надежда АЛЕКСЕЕВА:
— Мы постепенно возвращаемся в привычный график проката репертуара. Но некоторые любимые нами и зрителями спектакли, например, по Говарду Лавкрафту «Изгой» или детские спектакли в специально созданной сцене внутри павильона, до сих пор не перезапущены. Зритель на этих спектаклях находится в «броуновском движении» или очень близко к актерам, и не все готовы отменить для себя настороженное отношение к вялотекущей пандемии, которая за два года создала для нас новые привычки в контактах с другими людьми. Жаль, но это жизнь, и я верю, что постепенно, не форсируя ситуацию, театр все же выйдет на свой прежний режим встреч со зрителем на разных площадках, больших и малых, внутри своего театра.
Сложный был сезон — мы провели в октябре ХVI Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка», находя баланс между онлайн-спектаклями и спектаклями на сцене. Новгородцы смогли посмотреть спектакли Яны Туминой и Ивана Пачина, увидеть постановки из таких дальних мест, как ЮАР и Индонезия, погрузиться в фестивальный темп, пусть он и был существенно ниже, чем обычно, но девять стран мира были с нами. Мы рады, что в сезоне появились такие спектакли, как «Великая война Рикки-Тикки-Тави», сказка по классике Редьярда Киплинга для детей, и спектакль «Братья Гримм. Детские сказки», для подростков — «Странная комната», тоже по историям братьев Гримм, но уже в ином ракурсе. И спектакль «Волшебная лужа» для малышей. Особо мне хотелось бы отметить постановку «Контрабас» по Патрику Зюскинду, это моноспектакль одного актера, большая работа актера Алексея Коршунова. После долгого перерыва вернулся на сцену спектакль «Небесный мост» по письмам Марины Цветаевой и Райнера Марии Рильке и продолжает собирать зрителей.
Но также я очень рада и горда всей командой театра, что во время пандемии мы практически не останавливали репертуар, выпускали премьеры и создавали для зрителя комфортные условия пребывания в театре. Для нас это был новый опыт, настолько зрительный зал был разобщен дистанцией, но мы его пережили. К концу сезона зрители заполнили зал вновь, и это радует.
— Да, многие учреждения культуры отмечают небывалый всплеск интереса у зрителей: люди соскучились по выходам в свет.
— Театр это тоже ощутил. Но выводы делать рано — от скуки ли это, случайно или в поисках ответов или душевного отклика. Люди потянулись в театр, возможно, желая найти человеческий отклик и живую энергию, которой долго были лишены.
— Надежда Вениаминовна, сезон завершён, но театр продолжает работать: поделитесь, что готовите к предстоящему сезону?
— Сейчас специально для летнего времени выпускаем новый аудиопроект «Народные сказки» совместно с «Радио 53». Когда обычно в театре начинается отпуск и творческая пауза, голоса артистов будут звучать в социальных сетях театра и в эфире «Радио 53». Это целая коллекция разнообразных сказок разных народов — например, актриса Елена Федотова читает бурятскую народную сказку «Девочка-луна», а Кристина Машевская — кабардинскую народную сказку «Приключения Тембота», Алексей Тимофеев и Марина Вихрова выбрали ненецкие народные сказки «Медведь и заяц Тэваси» и «Как щука и язь воевали». Такое творческое разнообразие волшебства, настоящая палитра разных историй, безусловно, украсят летние дни и позволят нашим маленьким и большим зрителям не расставаться с любимыми актерами и сказками.
Также летом мы начали репетиции нового спектакля, который выпустим в новом, тридцать третьем театральном сезоне, — это «Медея» по греческим мифам для взрослого зрителя. Попытка разобраться с собственной личной болью.
Сергей КОЗЛОВ, театральный критик:
– В ушедшем сезоне театра «Малый» своенравное зрительское сердечко выделяет спектакль «Странная комната». Может, потому что команда театра попала в настроение, когда уже хочется сбежать от страшной реальности через старый платяной шкаф в волшебную страну. Да, там идут свои битвы, там опасно и некомфортно. Но по закону сказочной истории зло не победит никогда. Даже если Ведьма, блистательно исполненная Еленой Федотовой, могущественна и коварна, она лишь служит справедливости. И тогда буйная фантазия братьев Гримм (озорной и безудержный дуэт Андрея Данилова и Олега Зверева) найдёт лучшее применение. В этой работе Надежды Алексеевой и команды театра при участии художницы Александры Першай знакомые с детства истории рождаются и перерождаются, даря ощущение свободы за границами обыденности.
— Увидят ли зрители в новом сезоне на сцене студентов актёрского курса НовГУ?
— Возможно, к концу будущего сезона мы сможем увидеть студентов в наших спектаклях. Но пока мы движемся к публичным экзаменам 3 курса, и надо прожить весь следующий год, чтобы ощутить энергию выпуска. Конечно, сейчас студентов меньше, чем поступало, и в этом есть своя объективность. Творческие способности, воля — они раскрываются не на вступительном экзамене, и даже не на первом курсе, иногда гораздо позже, и не будем забывать, что этот курс попал в пандемию, и много занятий, как бы это ни выглядело удивительно, проходили в зуме. Ничего в этом хорошего нет. Теперь нагоняем этот этап.
— Весной 2023 года должен состояться ХVII Международный театральный фестиваль «Царь-сказка». В какой стадии подготовка к нему, учитывая непростую политическую ситуацию и всё тот же ковид?
— Да, совсем скоро мы начинаем отбор спектаклей. С какими-то коллегами уже ведем переговоры о возможностях приезда, потому что все планируют свою будущую гастрольную жизнь. Фестиваль, мы надеемся, пройдет в свои традиционные даты — в апреле 2023 года. Скорее всего, фестиваль охватит российский сегмент театров разных жанров, но будет искать новый опыт, оставаясь самим собой. Лекции, спектакли, лаборатории, встречи с самыми необычными и интересными постановками от драматических театров до кукольных, от современного танца до визуального театра — в любом случае, «Царь-сказка» будет стараться сохранить для зрителей живой театр.
— А как обстоят дела у зарубежных театральных компаний — коллеги из других стран уже полноценно вернулись к работе или кто-то ещё сидит на изоляции?
— По-разному. Кто-то в полной мере вернулся. Какие-то театры, к сожалению, не выдержали давления пандемических ограничений и перестали существовать. Например, совсем недавно Национальный театр Китая снова сидел в локдауне в Пекине, а шведские коллеги, наоборот, с радостью провели первый фестиваль для детей и молодежи в Хельсинборге без каких-то ограничений. Самое большое, чему нас научила пандемия, — это доверять только настоящему и быть готовым к очень вариативному будущему. Психологи так говорили всегда, но только реальность жизни может быть настолько вразумляющей.
Теги: Великий Новгород, театр Малый, спектакли