В Новгородском театре «Малый» готовят премьеру спектакля по мотивам гоголевской «Шинели»
В 2022 году исполнилось 180 лет с момента публикации знаменитой повести Николая Гоголя «Шинель». Она была напечатана на исходе 1842 года, а к читателю попала в январе 1843 года.
Владимир Набоков написал о «Шинели»: «...тот, кто предпочитает чудовищ морских глубин зонтикам на пляже, найдет в «Шинели» тени, сцепляющие нашу форму бытия с другими формами и состояниями, которые мы ощущаем в редкие минуты сверхсознательного восприятия. Проза Пушкина трехмерна; проза Гоголя, по меньшей мере, четырехмерна».
Над классической, но при этом продолжающей волновать «Шинелью» в конце года начал работать Новгородский театр для детей и молодёжи «Малый». Зрителям повесть явится уже в следующем году, 19 января.
Как и всегда, коллектив «Малого» не спешит приоткрывать занавес заранее, но кое-чем с поклонниками труппа всё-таки поделилась.
Так, помимо репетиций на сцене весь декабрь в мастерских театра идет настоящий урок каллиграфии и подготовки будущего оформления спектакля.
В создании художественных объектов гоголевской премьеры принимает участие профессиональный художник, дизайнер, педагог, действительный член московского Современного музея каллиграфии Михаил Данилов. Новгородцам он известен как руководитель студии каллиграфии и рисунка пером «Знаки», ученики которой постигают леттеринг, типографию и граффити.
— Изящный шрифт, который так любил гоголевский герой Башмачкин, — как раз исторический шрифт скоропись: им писали официальные письма в департаментах и именно его так любовно начертал Акакий Акакиевич в свободное от работы время. «Милостивый государь», с которого начиналось обращение в письме, вполне мог выводить своей рукой любивший переписывать бумаги Башмачкин, — предположили в «Малом». — Мы же восхищаемся трудом и каждой буквой, которая появляется на свет при помощи туши и пера, а иногда и кисти: перед нами буквально оживает гоголевский текст. Всякая буква при этом становится поэзией будущего спектакля.
Впрочем, не только над буквами трудится Михаил Данилов, но и над кляксами! Оказывается, создать качественную кляксу — большой труд, и доверить его было решено профессионалу.
— Художественные кляксы для театра «запускают» на чистый, белый лист со стремянки и высоты в два метра, чтобы у неё сложился правильный ореол и нужная «звёздная» радужка. Михаил Данилов с этим справился, — уточнили в театре. — Затем кляксы и написанные буквы отправились «оцифровываться», чтобы превратиться в видеодизайн будущего спектакля. Здесь тоже за дело взялись профессионалы: оператор и дизайнер.
Что же касается самого сокровенного — режиссуры и актёрских работ, то пока «Малый» карт не раскрывает. Зрителю же остаётся набраться терпения и ждать. К слову, перечесть повесть Николая Васильевича перед походом в театр будет очень неплохим решением.
«Шинель» — это история маленького человека и его большого счастья, что длилось недолго, «да и счастьем-то не было», — скажете вы… но нет, всё обернулось самым неожиданным образом, как и бывает в жизни, если её жить». Призрак на улицах Петербурга станет триггером житейской истории, превращая её в фантастический сон о человеческой душе.
Режиссёр — Надежда Алексеева.
В спектакле заняты: Елена Федотова, Марина Вихрова, Кристина Машевская, Алексей Коршунов, Андрей Данилов.
Теги: культура, Великий Новгород, театр, Малый, премьера